A
A
A

О контрацепции в христианстве


Инстинкт или сознательный подход?


Но, с другой стороны, что делать, когда условия жизни семьи настолько тяжёлые, что встаёт реальная проблема дальнейшего рождения детей? Крайние ответы известны: применять контрацептивы, преимущественно абортивные, делать аборты или, как советуют некоторые «старцы», жить в браке без брака – «как брат с сестрой».

Но неужели нет выхода?

Есть. Уже давно разработан метод распознавания плодности (МРП), который позволяет любой женщине, независимо от особенностей её организма, проводя несложные наблюдения, определять плодные дни с точностью 98–99,8%. (Важно не путать МРП с обычным календарным методом, который неэффективен, поскольку основан на среднестатистических наблюдениях). На Западе МРП активно используется, в России же пока мало известен. Применение данного метода не предполагает никаких действий, противоречащих требованиям христианской жизни.

Он просто с большой точностью указывает на периоды кратковременного воздержания от супружеских отношений. И этим полностью избавляет супругов от греха убийства зародившейся жизни со всеми его последствиями: духовными, физическими и психическими, нередко приводящими к семейным трагедиям.

Важно при этом отметить, что Церковь в то же время совсем не поощряет стихийность, бесконтрольность в супружеских отношениях. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» даются прямые рекомендации по этому вопросу. В параграфе XII.3 читаем: «Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определённое время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращённые к христианским супругам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5).

Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может “вместить” высокие требования воздержания, от тех, кому это не “дано” (см. Мф. 19, 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи»[1].

Однако использование этого метода не может ли для какой-то части людей стать средством достижения эгоистических целей (чтобы дети не мешали есть, пить и веселиться)? «Социальная концепция» отвечает и на этот вопрос: «Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом»[2].

Конечно, нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить. Но, как говорили древние римляне, «abusus non tollit usum»[3]. И здесь нетрудно сопоставить возможные злоупотребления этим методом с той пользой, которую он принесёт в случае его правильного применения. Он имеет очевидные преимущества перед теми «методами», которые калечат множество женщин и с помощью которых совершается тягчайший грех убийства миллионов нарождённых жизней.

Статистика говорит, что семьи, использующие МРП, более открыты продолжению рода и потому чаще осознанно многодетны. Разводы в таких семьях большая редкость. Разными исследователями констатируется не более одного процента разводов в семьях, практикующих использование этого метода. Дети из таких семей гармонично развиты и легче адаптируются в изменяющихся условиях современного мира.


***

Из беседы директора Института демографических исследований, социолога Игоря Белобородова с профессором Рене Экошаром, основателем Европейского института семейного образования: «Семья – это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны» (Российский институт стратегических исследований, 13 ноября 2013 года) [4].


– Многие молодые люди не знают о вреде аборта и контрацепции, и хуже того – они не знают о современных альтернативах. Не могли бы вы сказать несколько слов об этом?

– Контрацепция – это как раз разделение между жизнью и любовью. Это способ проживать сексуальную жизнь без зарождения новой жизни. Если прибегать к образам природы, то в этом случае мы получаем цветок без стебля. Отрезая стебель (основу), мы получаем источник боли в виде абортов. Во Франции совершается 250 тысяч абортов в год. В основном это последствия контрацепции, которая не даёт стопроцентного результата. Само слово «контрацепция» подразумевает борьбу с зачатием, и происхождение этого слова (оно переводится как «противозачатие») свидетельствует об этом. Уже в этом нет радости.

Я думаю, что надо помогать людям жить в браке согласно физиологическому циклу. В цикле каждой женщины есть плодные и неплодные периоды. Когда зачатие возможно – это плодная фаза цикла, и если пара, желая отложить зачатие, ограничивает свою сексуальную жизнь в этот период, то это прекрасное время для продвижения супружеских отношений на новый уровень. И тогда не возникнет ситуации, которая приведёт к аборту. Однако этому необходимо обучать. Сегодня нужны обученные люди, которые будут информировать, направлять и сопровождать пару на этом пути. Невозможно это сделать без обучения, так же как мы не можем водить машину необученными. Это же касается и естественной семейной жизни. Есть даже специальный термин – «естественное планирование семьи» (Natural Family Planning)[5]. Чередование плодного и неплодного периодов является частью женской природы. Как правило, всё хорошее было хорошо спланировано.


Литература:

Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины». М., 2002.

Добросельский П.В. Супружеские отношения и грань греха. М.: Благовест, 2009.

Баракова Л.И. Брак и дети сегодня. М., 2010.

Проблемы биоэтики // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. Гл. XII.

Anna M. Flynn, Melissa Brooks. Natural Family Planning. London, 1997.



Духовно подготовить рождение


Пользуясь этим простым методом наблюдения и разумного воздержания, супруги могут избежать стихийной подчинённости биологическим инстинктам и выбрать время для зарождения новой жизни в наиболее благоприятных условиях. Это очень важно, поскольку родители должны не только материально, но и духовно и нравственно подготовить себя к дарованию жизни новому человеку.

Первая заповедь человеку – возделывать и хранить (Быт. 2, 15) – относится, конечно же, прежде всего к заботе о своей душе, своём теле, своей семье, а не только к окружающей природе.

В вопросе деторождения Православная Церковь указывает на необходимость нравственно контролируемых супружеских отношений. Она благословляет их и не требует отказа в них (как это делают некоторые самочинные наставники) от тех супругов, которые по объективным причинам (например, бесплодие) не могут иметь детей. Продолжение таких отношений имеет существенное значение для поддержания единства и сохранения нормальной семейной жизни. Основанием этого являются приведённые выше слова апостола Павла (1 Кор. 7, 5). Искушение от сатаны невоздержанием означает здесь такую власть инстинкта над разумом человека, когда он оказывается не в состоянии воздержаться на малое время даже при такой серьёзной необходимости, оправдываясь, будто это противоречит Божию благословению брака. Но Церковь в таком важном вопросе, как рождение детей, призывает супругов быть разумными, а не без-умными.

К сожалению, находятся «старцы», благословляющие неконтролируемое отношение к супружеской жизни. Они, видимо, не ведают, сколько миллионов в России бездомных детей, которых родителям «вырастить уже не под силу», но которые родились и пополняют ряды алкоголиков, наркоманов, преступников, заключённых и прочих «людей дна»! И если бы всё зависело только от Бога, тогда и заповеди были бы не нужны. Но человек создан свободным, и Бог позволяет людям творить свою волю! Недаром народная мудрость предупреждает: «Бог-то Бог, да сам не будь плох».

А что святые говорят об отношении к старцам и духовникам?

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлёкшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред»[6].

Преподобный Иоанн Лествичник: «Когда мы желаем вверить спасение наше иному, то ещё прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстями, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели»[7].

Святитель Феофан Затворник (†1894): «При определении их [духовников] до́лжно употреблять великую осмотрительность и строгое рассуждение, чтобы вместо пользы не нанести вред, вместо созидания разорение»[8].

Поэтому, если воздержание для упражнения в посте и молитве полезно, то не столь же ли оно похвально ради любви к тому, кто, получив жизнь, погибнет и душой, и телом? Сам Господь дал ответ искусителю на его лукавое предложение положиться на Божественный Промысл и броситься с крыши храма: Не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7). И в вопросе деторождения так же недопустимо искушать Бога («как Бог даст»), безрассудно подчиняясь слепому инстинкту, не глядя, на какие страдания будет обречена новая жизнь. Бог призывает человека к разумной и по совести жизни во всём, в том числе и в столь важном вопросе, как рождение ребёнка.

Однако есть наставники, которые живущим в браке, но не имеющим возможности иметь детей связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи (Мф, 23, 4), благословляя их (фактически приказывая): «Не хочешь плодить нищету – не плоди, кто заставляет? Живи целомудренно, как брат с сестрой». Как будто супружеская жизнь, которую благословил Сам Христос в Кане Галилейской и которую Его Церковь благословляет самым торжественным таинством, является нарушением целомудрия. (Как живуча старая манихейская[9] ересь!)

«Социальная концепция» напоминает: «Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на “недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к отказу от супружеской жизни в браке”»[10]. Предлагаемый метод распознавания плодности (МРП) открывает возможность избавить миллионы наших женщин от зарождения той жизни, которую они, увы, продолжают губить, губя себя.


[1] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. ХII.3.


[2] Там же.


[3] Злоупотребление не отменяет правильного употребления (лат.).


[4] Источник: http://www.pravoslavie.ru/65694.html .


[5] Методы МРП являются инструментом, используемым в практике естественного планирования семьи.


[6] Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты // Полное собрание творений в 8-ми томах. М.: Паломник, 2006. Т. 1. С. 456.


[7] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 4. §6.


[8] Феофан Затворник, свт. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. М.: Новая книга, МДА, 1995. С. 87.


[9] Манихейство – религиозное учение, возникшее в III веке. Рассматривало бытие как борьбу двух начал – добра и зла, света и тьмы, носителем которой является материя, а в человеке – его тело. Поэтому проповедовало строжайший аскетизм, отвергало брак.


[10] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, Х.4.