A
A
A

О многодетности


- На что обратить внимание при воспитании детей в семье священника? Понятно, что воспитание в духовной семье – это большое преимущество для ребенка, но может быть есть и какие-то подводные камни, на которые стоит обратить внимание?

- Апостол Павел пишет, что священником может быть только тот, кто хорошо и правильно управляет своим домом. А если он домом не умеет управлять, как он тогда может управлять общиной, какие он может давать советы? О том, как правильно воспитывать детей, достаточно внимательно почитать послания этого апостола: там даны все рекомендации, как должен священник вести себя по отношению к детям, и какими должны быть дети. А если детям будет дана та свобода, которую сегодня пропагандирует западная ювенальная юстиция, полностью отменяя наказания, то мы из детей воспитаем не людей, не христиан, а эгоистов-господ, рабами которых в первую очередь явятся родители. Сам Господь поэтому предупредил: И восстанут дети на родителей и убьют их.


- Многие священнические семьи многодетные. Давайте поговорим о воспитании детей в большой семье. Часто мы, православные журналисты, рисуем многодетность как панацею от всех педагогических проблем, но на самом деле это, конечно, не совсем так: у многих многодетных семей сложностей тоже хватает. Как строить воспитательный процесс в многодетной семье, чтобы не упустить никого из детей?

- Можно сначала отвечу немного о другом? Нет добродетели без рассуждения, - говорят святые отцы. Это прямо относится и к многодетности. Женщина, даже намереваясь купить какую-нибудь вещь, прежде рассматривает ее, обдумывает: купить - или не купить. О рождении же еще одного ребенка, который войдет по вашей воле в современный наполненный всеми гадостями мир, многие православные совсем не рассуждают, произнося бездумную фразу: «как Бог даст». А послали бы вы своего ребёнка в компанию, где разврат, богохульство, сквернословие? Но разве не видите, что теперь творится на улицах, в школах, в интернете? Рассчитываете вы свои духовные, моральные, да и материальные, силы и возможности на семь-десять человек? Дай Бог воспитать хотя бы двоих-троих детей способными противостоять всему этому. Вот, по-моему, как нужно рассматривать этот вопрос.

Нельзя же бездумно относиться к такому серьёзнейшему вопросу. И если будет принято решение повременить ради любви к тому, кто появится на свет и окажется в тяжелейшей ситуации, то это делать нужно, конечно, без всяких греховных методов.

В этом вопросе надо быть очень осторожным и рассудительным. Это раньше было в наших православных деревнях, когда детей воспитывала вся община, когда любой прохожий мог подойти к ребенку, и сказать ему, что считал нужным, и даже наказать его, - любой! И самым страшным наказанием было: «скажу родителям». Все общество воспитывало! А теперь? Не тронь моего ребёнка! Надо правде смотреть в глаза, а не сваливать на Бога свои прихоти и безрассудство: «как Бог даст!». Повторю слова святых отцов: нет добродетели без рассуждения!


- Ваша точка зрения по этому вопросу широко известна, и в нашей епархии мы, конечно, тоже обсуждали ее в нашем православном женском кругу. И, вы знаете, многие христианки заочно возражают вам: все-таки супружеское общение нравственно амбивалентно, энергоемко, и настолько много отнимает духовных сил у мужа и жены, что подвиг деторождения и воспитания детей становится как бы оправданием, освящением супружеского общения. Поэтому «страхуясь» от детей - плодов супружества, используя даже вроде бы такой «естественный» метод как «календарное воздержание», христианки испытывают укоры совести. Именно поэтому, а не от бездумности, и рождается это выражение: «как Бог даст».

- А воспитание детей разве не энергоёмко, не требует духовных сил? Никакого оправдания и освящения нет, если дадут жизнь тем, которые превратятся потом в неизвестно кого. Это в иудейской религии весь смысл брака в детях. В православии никогда такого не было. Но есть совсем другое: рождение ребёнка – это подвиг его воспитания для Царства Небесного, а не для страданий земных и посмертных мучений от тех страстей, которыми они заразились в ненормальной среде. «Дурные сообщества развращают добрые нравы», - говорили древние римляне.