A
A
A

Переходный возраст в жизни человека


Все мы помним своё детство, игры, друзей. Но в юношеский период жизни приходят совсем иные, новые чувства. Изменяются наши отношения с друзьями и товарищами, незнакомыми людьми, меняется самооценка, оценка своего поведения, своего внешнего облика, одежды; особенно меняются, внутренне и внешне, отношения с лицами другого пола, и прежде всего со сверстниками.

Все эти психологические изменения происходят на фоне нового переживания двух взаимоисключающих чувств, возникающих в тайниках души: ощущения, с одной стороны, чего-то влекущего, таинственного, обещающего счастье, с другой – вызывающего боязнь, отталкивание, стыд. Что это такое? И как к этому относиться?

То и другое – естественные явления человеческой природы. Однако о том, как относиться к ним, древнее мудрое правило, постоянно повторяемое, например, древнегреческими философами, гласит: «Всё хорошо в меру». Православные подвижники-мыслители сказали ещё сильнее: «Всё без меры – от дьявола». Соблюдение меры во всём – правило естественное, поскольку выражает один из основных законов человеческой жизни.

Жизнь человека принципиально отличается от жизни животных, для которых безусловным законом является следование своим инстинктам. Человек, имея свойства животной природы, в то же время обладает другими, уникальными, только ему присущими высшими свойствами: разумом, совестью, сердцем, способным переживать особые духовные состояния. Именно этим он бесконечно возвышается над чисто инстинктивным миром всех прочих существ. Человек, таким образом, является двусоставным существом, в котором идёт постоянная борьба этих двух начал за главенство в его самосознании, его личности. Это очень точно выразил Гёте устами доктора Фауста:


Ах, две души живут в больной груди моей,

Друг другу чуждые, – и жаждут разделенья


И поэтому исполнение инстинктивных требований своей природы лишь тогда может быть для человека естественным, необходимым и оправданным, когда оно находится под руководством его разума и совести.

В таком случае человек поступает именно как человек, а не просто биологическое существо, и не приносит вреда ни себе, ни окружающим. Простой пример: пища необходима человеку, но сколько болезней от злоупотребления ею! Поэтому справедлива мысль: «Нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить». Это непосредственно относится и к тем новым импульсам, которые возникают как в теле, так и в душе юного человека.

«Испортить» – значит совершить противоестественное деяние, повредить естественному, здоровому состоянию духовно-телесной природы, искалечить её, сделать, следовательно, негодной, некрасивой, ущербной. В христианстве всё, что совершает человек во вред себе, называется грехом. Грех есть повреждение, ошибка, рана, которая в конечном счёте приносит страдание человеку. А поскольку духовное начало в нём является высшим, первичным, то христианство утверждает необходимость разумного, нравственного и добросердечного поведения человека.

В настоящее время тема «Любовь, брак, семья» вызывает особенно много вопросов. Причина очевидна. Происходит активное и нередко целенаправленное разрушение этих основополагающих ценностей человеческой жизни. Любовь, которая всегда понималась как источник глубочайшего счастья, сейчас всё более откровенно сводится к грубой физиологии, брак – к контракту, семья считается устаревшей и почти ненужной традицией. Всё это неизбежно ведёт к уничтожению брака и семьи. Но семья с взаимной ответственностью и жертвенностью её членов – нравственное ядро общества, и понятно, к каким тяжким последствиям приведёт нацию её разрушение.

Как всегда, возникает всё тот же вопрос: что делать? Нет сомнений, что самое серьёзное значение в решении этой задачи имеет тот нравственный выбор, который сделает человек в свои юные годы. Известный русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв (†1900) предупреждал: «И ад, и земля, и Небо с особым вниманием следят за человеком в ту роковую пору, когда в него вселяется Эрос[1]»[2]. Что же такое серьёзное происходит, когда в человека вселяется Эрос? Почему философ назвал это время роковым?

Причина понятна. Именно в этот переходный период своей жизни человек попадает как бы в зону неустойчивого равновесия, когда от выбора пути зависит очень многое в его дальнейшем нравственном и духовном развитии. В это время, с одной стороны, пробуждаются спящие дотоле естественные инстинкты, с другой – начинаются мировоззренческие искания. В результате закладываются основные нравственные навыки, образуется фундамент последующей духовной жизни, то есть идёт интенсивный процесс становления личности.

В этом возрасте с особой силой вспыхивает борьба тех двух сил, о которых так образно сказал Достоевский: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»[3]. И в этой борьбе приобретает огромное значение влияние извне, которое может способствовать развитию той или другой силы в молодом человеке. Это прекрасно понимают идеологи всех направлений. Поэтому всегда, и особенно сейчас, в нашу эпоху, так напряжённо ведётся борьба за характер нравственного воспитания молодёжи, за школу, за средства массовой информации.

Современное состояние культуры так называемого «цивилизованного мира» свидетельствует с полной очевидностью, какая сила является в ней господствующей. Через СМИ всех видов идёт открытое внедрение в сознание, прежде всего, молодых людей самых отрицательных качеств человеческой природы: гордыни, алчности, властолюбия, развращённости, лживости и т.п. Совершенно очевидно, что сделает такое воспитание с человеком, будучи им усвоено. Он станет бездумным рабом своих страстей и страстишек, послушным орудием тех, кто насаждает «Содом и Гоморру» в души человеческие. Человек перестанет быть Человеком.

В качестве иллюстрации того, какими средствами достигается эта цель, можно привести фрагмент из приписываемой американскому политику А. Даллесу идеологической доктрины США: «Мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. Литература, театр, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в сознание людей культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её».

Очевидное воплощение этих идей в жизни современных обществ, в том числе и нашего, является самым убедительным доказательством реальности этой дьявольской доктрины, кто бы ни был её автором.

А вот не менее откровенное выступление известного миллиардера Дж. Рокфеллера в воскресной школе: «Рост деловой активности – это просто выживание сильней­ших... Американскую розу можно вырастить во всём великолепии её красоты и благоуха­ния, которое вызовет восторг у созерцающих её, лишь беспо­щадно обрезая слабые рост­ки вокруг неё. Это всего лишь претворение в жизнь закона при­роды и Божьего закона»[4]. Вот, оказывается, какого бога, какую веру и какие моральные нормы насаждают в мире господа даллесы, рокфеллеры и им подобные. Неужели не ясно, каким будет человек, воспитанный на подобной идеологии, какие плоды принесёт такое древо?!

Но есть и другой принцип жизни, о котором читаем у древних мудрецов – апостолов Христовых: Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Не мстите за себя. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 16–17.19.21). Станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18).

Вот два пути, перед которыми оказывается каждый человек, вступающий в сознательную жизнь. Первый путь есть не что иное, как откровенное попрание достоинства человеческой личности, нравственных норм жизни, пропаганда дьявольской «свободы от совести», уродующей человека и превращающей его в инфернальное существо. Один из крупнейших психоаналитиков XX века К. Юнг предупреждал поэтому: «Сознание не может безнаказанно мириться с торжеством аморального, и возникают самые тёмные, подлые, низменные инстинкты, не только уродующие человека, но и приводящие к психическим патологиям»[5].

Только в христианстве человек приобретает свободу от страстей, от людских мнений, от обстоятельств. И эта свобода несёт в себе самое ценное в жизни – любовь к человеку, к правде и истине. Этот путь свидетельствует человеку о красоте души, освободившейся от эгоизма, от всякой безнравственности и гордыни, от порабощения низменным инстинктам. Он призывает к чистой совести и любви к человеку и всему сотворённому. И не просто призывает, но и указывает средства для достижения этой цели. Они – в Евангелии и в учении тех, кто достиг этой цели, – тех, кого Церковь называет святыми.

И хотя любовь заложена в самой природе человека, её можно не только развить, но и погубить – в зависимости от того, по какому духовному пути пойдёт человек уже в своей юности.

Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов, †1867) горячо призывает: «Юноша! Повторяю тебе совет спасительный: доколе ты находишься в нравственной свободе, избегай злых навыков, как оков и темницы; приобретай навыки добрые, которыми хранится, утверждается, запечатлевается нравственная свобода»[6].


[1] Эрос – античный бог любви.


[2] Соловьёв В.С. Жизненная драма Платона. § 25.


[3] Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Л.: Наука, 1976. Т. 14. Ч. 1. Кн. 3. С. 100.


[4] Цит. по: Мите Т. Л. Национализм // Диспут. 1992. №1. С. 138.


[5] Юнг К. Психология бессознательного. М., 2003. С. 24–34.


[6] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. СПб., 1905. Т. 1. С. 380.