A
A
A

Православная церковь против абортов. О жизни неродившейся


В утверждённых Архиерейским Собором в 2000 году «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» большое место уделяется проблемам биоэтики. Причина очевидна: с развитием биомедицинских технологий наука всё глубже проникает в природу человека и не только пытается её исследовать, чтобы помочь в излечении болезней, но и всё настойчивее предпринимает дерзкие попытки изменить её. Это порождает множество проблем. Некоторые из них достаточно давние, другие – вполне современны и требуют особого внимания и оценки.



Крайняя точка нравственного падения


Одна из таких старых проблем – уничтожение зародившейся жизни (аборты, абортивные контрацептивы). Церковь с самого начала своего существования осудила такое деяние как тяжкий грех.

Но что такое грех? Многие его определения носят скорее педагогический характер, нежели дают возможность понимания по существу. Он часто рассматривается как оскорбление Бога, нарушение Его правды, как виновность перед Ним. Это понимание идёт от иудео-язычества и католицизма. Оно проистекает из грубого антропоморфического[1] представления о Боге, Который может и гневаться, и миловать, и мстить, и награждать…

Но апостол Иоанн Богослов пишет: Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). А святой Исаак Сирин объясняет: «Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры, потому что каждому даёт, чего он достоин. А милосердие ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздаёт злом, и кто достоин добра, того преисполняет с избытком»[2]. Святитель Иоанн Златоуст даже так говорит: «Когда ты слышишь слова “ярость” и “гнев” в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых»[3]. А преподобный Кассиан Римлянин (V в.) пишет: «Без богохульства нельзя приписывать Ему и возмущение гневом и яростью»[4].

Православное учение говорит, что Бог есть абсолютная и неизменяемая любовь. Он всегда одинаков в Своей любви и к святому, и к грешнику. И когда человек преступает духовные законы жизни, говорящие в его совести, разуме и сердце, то не Бог наказывает его за это, но человек сам ранит свою душу и тело, калечит свою и внутреннюю, и внешнюю жизнь. Ибо человек обладает свободой творить и добро, и зло. Грех, таким образом, есть поступок (мыслью, словом, делом), которым человек наказывает себя.

Поэтому Церковь так настойчиво предупреждает женщин о той большой опасности, которая возникает для них в случае совершения абортивных действий. Этим она калечит прежде всего своё физическое, психическое и нравственное здоровье, но при этом и крайне отрицательно влияет на моральное состояние всего общества. Об этом ещё в XIX веке ярко сказал известный итальянский юрист Рафаэль Баллестрини: «Самым верным доказательством того, что некий народ дошёл до крайней точки своего нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым».



Дорогая цена


И вот, несмотря на то, что современные медицинские, психологические и социальные исследования вскрывают тяжкие последствия аборта и прямо говорят о вреде любых способов уничтожения зародившейся человеческой жизни, в XX веке в так называемых цивилизованных странах их узаконили. Последствия очень серьёзны. В результате абортов миллионы российских женщин страдают бесплодием. Многие из них подвержены тяжёлым воспалительным заболеваниям, в том числе хроническим. У женщин, делавших аборты, возрастает угроза развития онкологических заболеваний. Беременности, наступившие после аборта, в целом характеризуются более неблагополучным развитием, повышенной угрозой выкидыша и большей вероятностью рождения нездорового ребёнка.

Не менее, чем физические, тяжелы и психические последствия. Врач-психиатр В. Пултавская в своей книге «Влияние прерывания беременности на психику женщины» говорит, что аборт для женщины – серьёзная психофизическая травма, которая порождает высокую вероятность нервных и психических расстройств[5]. Одной из объективных причин таких расстройств является чувство вины, которое, несмотря ни на какие доводы рассудка, наблюдается практически у всех женщин. Кроме чувства вины, постабортный синдром может иметь такие симптомы, как чувство пустоты и утраты, депрессия, кошмарные сновидения, эмоциональная отгороженность[6], а также чувство обиды, переходящее в агрессию.

Многие женщины, которые забеременели до брака, полностью разорвали все отношения с мужчиной, по настоянию которого они прервали беременность. Нередко женщины признаются, что не могут любить, а некоторые даже возненавидели мужчину, из-за которого сделали аборт. Зачастую супружеские пары, «избавившиеся» от зачатого ребёнка, разводятся из-за суда совести, серьёзных переживаний и разногласий. Наблюдения за женщинами, совершившими аборт, показывают, что они, как правило, теряют свою мягкость, женственность, становятся более нервными, легко уязвимыми. И даже когда аборт совершается по обоюдному согласию, в большинстве случаев отношения между супругами приобретают более конфликтный характер и часто заканчиваются разводом.

Статистика свидетельствует, что женщины, делавшие аборт, в пять раз больше, чем не прерывавшие беременности, склонны к наркотикам, и среди них в шесть раз больше самоубийц. Заслуживает внимания тот факт, что в странах, легализовавших аборты, число тайных (подпольных) не уменьшается. И можно понять, по каким причинам женщины, особенно юные, пытаются их скрыть.

Показательны также статистические данные, касающиеся абортивной контрацепции (в результате которой уничтожается уже зародившаяся жизнь). Так, женщины, использующие такие средства, в семь раз чаще делают аборты, испытывая все их печальные последствия, чем те, которые их не применяют.



Уважать чужую жизнь


По причине этой трагической действительности Всемирная ассамблея здравоохранения 1970 года сочла необходимым ещё раз подтвердить резолюцию Женевской декларации 1948 года: «Буду безусловно уважать чужую жизнь с момента зачатия»[7].

Слова сказаны хорошие, но на деле Запад, как обычно, всё вывернул наизнанку. Уже через 38 лет, 17 апреля 2008 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) утвердила «право женщины в полной мере распоряжаться своим телом» (оказывается, ребёнок – это лишь часть тела женщины, а не другой человек!) и заявила о необходимости создания в странах-членах ПАСЕ законодательных механизмов, санитарных, медицинских и психологических условий для эффективной реализации права женщин на «безопасный аборт». Документом предусмотрено введение обязательного сексуального воспитания в школах и других учебных заведениях, «чтобы избежать нежелательных беременностей». Также европейским государствам было предложено увеличить бюджетные ассигнования на производство и рекламу противозачаточных средств. И это делается, несмотря на вопиющие факты катастрофического роста нервных и психических расстройств матерей и детей, увеличения количества распадающихся семей, страдающих и брошенных детей и т.д.

Всё это внедряют в жизнь «отцы» Европы, вершители судеб своих народов. У них, оказывается, другая мораль, отличная от общечеловеческой и тем более от христианской. Их совсем не беспокоит нравственная сторона жизни. Не вызывает сомнений, какому богу они служат.

В результате полного уничтожения идеологической границы с Западом и Россия занимает теперь одно из первых мест в мире по реализации этих «прав» женщин и детей. По данным Минздрава и Росстата в 2015 году по всей стране зарегистрировано 848 тысяч абортов[8]. Однако некоторые гинекологи и педиатры утверждают, что количество реальных прерываний беременности вместе с нелегальными абортами намного превышает данные Минздрава (по мнению отдельных экспертов – в несколько раз). Это уже настоящая трагедия нашего народа.


[1] Человекообразного.


[2] Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. М., 1858. Слово 89.


[3] Иоанн Златоуст, свт. Беседа на Пс.VI.2 // Творения. СПб., 1899. Т. V. Кн. 1. С. 49.


[4] Иоанн Кассиан, прп. Обозрение духовной брани. §85 // Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 2. С. 55.


[5] Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины. М., 2002.


[6] Источник: https://www.miloserdie.ru/article/chto-takoe-postabortnyj-sindrom/.


[7] Эта врачебная этика, начиная с IV века до Рождества Христова, основывается на клятве Гиппократа, в первоначальной редакции которой был пункт: «Никогда никому не дам никаких средств умерщвления, ни женщине никаких абортивных средств».


[8] Источник: https://riafan.ru/559766-minzdrav-i-rosstat-podschitali-kolichestvo-abortov-v-rossii-za-2015-god.