A
A
A

О непорочном зачатии Девы Марии (Мф. 1: 18,19)

00:07:55
Поделиться
8 256
Cкачать фрагмент в форматах:
56

Резюме.


Мф. 1:19 «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее».

По иудейскому закону муж мог, не объявляя причины (тайно), расторгнуть брак. Если же муж заявлял, что его жена не сохранила девства до брака, то ее побивали камнями. Поэтому Иосиф, будучи праведным, милосердным, узнав о беременности Марии, пожалел Девушку и решил, не открывая причины, отпустить ее тайно. Но, получив Откровение, узнал, участником какого великого события Бог даровал ему быть.

 

Мф. 1:21 «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Иисус (греческая транскрипция еврейского имени Иешуа) означает Спаситель. Таким образом, этим именем сразу же была явлена цель Его вочеловечения.

Что значит «Он спасет людей»? Православие, в отличие от католицизма, сущность греха прародителей видит не в оскорблении Бога, а в глубоком повреждении человеческой природы, ставшей, как пишет прп. Максим Исповедник, «страстной, тленной и смертной»[1], поэтому и сущность спасительной Жертвы Христовой усматривает не в необходимости удовлетворения правде Божией, а в необходимости её исцеления и воскрешения.

По этой причине в Воплощении Сын Божий, как пишет прп. Иоанн Дамаскин, «потому что уделил нам лучшее [при сотворении], и мы не сохранили, принимает худшее - разумею наше естество - для того, чтобы чрез Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и по подобию»[2].

Об этом пишет Апостол в послании к Евреям: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» (Евр.2: 10). Греческое слово «tέλειωσε» означает здесь не «совершил», то есть сделал, а «сделал совершенным», довел до совершенства. То есть Бог Вождя (Христа) сделал совершенным.

Но разве Христос был несовершенным? Свт. Григорий Палама пишет об уникальности воспринятой Сыном Божиим человеческой природы: «Слово Божие приняло плоть такую, как у нас, и хотя совершенно чистую, однако, смертную и болезненную»[3]. Своими страданиями и Воскресением Господь и сделал совершенной воспринятую Им человеческую природу, исцелив её от смертности, тленности и страстности. Святые отцы прямо пишут об этом.

Свт. Афанасий Великий: «Единородный сделался человеком, чтобы, в Себе Самом исправить сие»[4]. Прп. Исаия Отшельник: «В Себе Он возвратил извращенное естество к естеству первобытному, таким образом Он спас человека» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Сочинения. Т 6. М. 1993. С. 154). Свт. Григорий Нисский: «Восприняв в Себя нашу нечистоту, Сам Он не оскверняется от скверны, но в Себе Самом  очищает сию нечистоту»[5].

Свт. Кирилл Александрийский: в Воскресении Сыну Человеческому было возвращено бессмертие, «которого прежде не доставало Христу по человечеству; его восполнил Ему Отец через Воскресение. Когда Он воскрес, смерть уже более не господствует над Ним. И всю природу Он удостоил этого совершенства»[6]. Таким образом, пишет прп. Максим Исповедник, «непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие» [7].

 

Мф. 1:23 «и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».

В древности при рождении давали имя в соответствии с наиболее яркой чертой младенца, и, таким образом, оно уже́ характеризовало его. В данном случае евангелист, цитируя пророка, указывает на уникальную особенность Рожденного – Его Богочеловечество.

Поэтому и всё последующее Благовестие (Евангелие) Христово, записанное апостолами, является не только Божественным и, тем более, не просто человеческим, но Богочеловеческим. В нём чисто человеческая сторона Писания: исторические факты, особенности языка, различный уровень способностей, образованности и знания деталей отдельных событий каждым из авторов Священных книг являются той человеческой формой, в которой миру даётся Откровение о Божественных истинах. К таковым, неизвестным человечеству истинам относятся: учение о Боге любви, а не справедливости; о Боге предельного смирения, Который Крестом, а не царственным всемогуществом спасает человечество; о Боге, Триипостасном в Своей единой сущности, а не замкнутой в себе монаде; о Воплощении как  соединении Второй Ипостаси Бога – Логоса с человеческой природой, а не превращении Его в человека; о Царстве Божьем не как изобилии всех благ земных, но как Царстве совершенной любви, духовной и нравственной чистоты, святости; о всеобщем воскресении и вечном духовном и телесном благе сотворённого человека; о смирении как фундаменте, необходимом условии и критерии истинной, богоподобной духовности, открывающей врата вечного Царства любви – этого абсолютного блага человека. Это благо будет состоять в причастности человека Самому Богу (2 Петр. 1:4).

 

Мф. 1:25 «и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».

Не знал, то есть не вступал в супружеские отношения (Ср.: Быт.4:1).

Слово «Первенец» означает родившегося первым. Но в данном случае оно не указывает на рождение следующих детей.




[1] Прп. Максим Исповедник. Творения, кн. 2. «Мартис», 1994. С. 129-130.

[2] Преп. Иоанн Дамаскин. Точное излож. прав. веры. Кн.4. Гл.4.

[3] Свт. Григорий Палама. Беседы. Ч. 1. М., 1993. С. 165.

[4] Свт. Афанасий Вел.  Творения. Ч.4. М., 1854. С. 17.

[5] Свт. Григорий Нисский. Опровержение мнения Аполлинария (Антирритик). Прибавление к творениям Святых Отцов. Т. 43а, ч. 7. М., 1865. С. 114.

[6] Цит. по: блж. Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкования на послания апостола Павла, с. 583.

[7] Максим Испов. Творения. Книга 2. Вопросоответы к Фаласcию. Вопрос 42. “Мартис”. 1994. C.130