A
A
A

«Отче наш, сущий на небесах» (Мф. 6:9-15)

10:11
Поделиться
3 510
Cкачать фрагмент в форматах:
19

«Отче наш, иже еси на небесех (сущий на небесах)». Мф. 6: 9-13.

 

В этой молитве, прежде всего, обращают на себя внимание сами слова: «Отче наш». В них Христос открывает человечеству новое и совершенное понимание Бога, неведомое древнему миру. В дохристианских религиях, как языческих, так и в иудейской, Бог, в лучшем случае, был высшим Судьёй, справедливо награждающим и наказывающим каждого человека. Здесь же видим совсем иное. Он, оказывается, не безграничный царь-Властитель, поступающий с человеком как Ему угодно, но родной и бесконечно любящий Отец, Который не приговоры выносит за наши деяния, а делает всё возможное для нашего блага - и земного, и вечного. Как писал святой Исаак Сирин: «Он ничего не делает ради возмездия, но смотрит на пользу, которая должна произойти от Его действий». Это понимание Бога явилось беспрецедентным в истории религиозных учений мира.

 

«Да святится Имя Твое. Да приидет Царствие Твое».

Этими словами выражается искреннее желание и просьба, чтобы в душе нашей всегда звучало Имя Его, освящая наш ум, наше сердце и тело, и не было в ней ничего скверного, нечистого, греховного. Ибо свидетельством того, к кому стремится душа своей любовью и желанием, является постоянно присутствующее и повторяемое в ней его имя. (На этом, в частности, основана и непрестанная молитва Иисусова, обращенная к Христу). Поэтому заповедано, чтобы всесвятое Имя Его всегда пребывало в душе, тогда придёт и откроется в ней Царство Его, но не земное, а то, которое внутри нас есть (Лк. 17: 21). Святой Исаак Сирин писал о нём: «Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную, потому что та и другая одно и то же, и входя в одну, видишь обе" (Слово 2).

 

«Да будет Воля Твоя и на земле, как на небе».

Это научение Господне говорит о том, как должно молиться о своих земных нуждах, чтобы не погрешить и получить помощь Божию. Христианин, прежде всего, сам, исходя из заповедей Евангелия и не погрешая против совести (в чём и заключается воля Божия), должен делать всё необходимое для решения возникшей проблемы. Обращаться же к Богу при этом необходимо с твёрдой верой, что Он, будучи любовью и премудростью, сотворит всё самое лучшее и полезное для нас.

Только при такой решимости принять от Бога и любой отрицательный вариант Господь даст верующему и утешение, и облегчение, и исцеление. В противном случае, то есть упорно прося того, что хочется, человек входит в противление Богу и может пострадать ещё больше. В основании молитвы должен быть пример молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду перед Своими страданиями: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39). Лишь при таком условии молитва может быть принята Богом.

Святые отцы предостерегают от настойчивых молитв о земных нуждах.

Преподобный Варсануфий Великий писал: "Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно".

Святой Исаак Сирин: «Не будь несмыслен в прошениях своих, чтобы не оскорбить тебе Бога неразумием своим… Ибо кто у царя домогается маловажного, тот уничижает Его честь… Если кто попросит у царя несколько гноя, то не только сам себя обесчестит маловажностью своей просьбы, как показавший тем великое неразумие, но и царю своей просьбою нанесёт оскорбление. Так поступает и тот, кто в молитвах своих у Бога просит земных благ… Не проси у Бога того, что сам Он без прошения даёт нам по Своему промышлению, и даёт не только Своим и возлюбленным, но и тем, которые чужды ведения о Нем… Ибо по немощи только ума человеческого Господь заповедал просить повседневного хлеба. Но смотри что заповедано тем, которые совершенны ведением и здравы душою. Им сказано: не пекитесь о пище или одежде; потому что, если Бог печётся о бессловесных животных, о птицах и о тварях неодушевлённых, то кольми паче попечется о нас» (Мф.6:33).

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Ищущий в молитве своей тленных земных благ возбуждает против себя негодование Небесного Царя».

Поэтому Господь и научает молиться: да будет воля Твоя и на земле, как на небе.

 

«Хлеб наш насущный дай нам на сей день»

Эти слова молитвы показывают, что Господь желает нам всех благ, не только вечных, но и временных, необходимых для этой земной жизни. Под хлебом насущным многие Отцы подразумевают и Причащение Тела и Крови Христовых – этого, воистину, насущного Хлеба жизни земной и небесной.

 

«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

Данные слова напоминает человеку, что его молитва не будет услышана, если он сам не прощает, и не хочет примириться с обидевшими его. Поэтому Господь предупреждает: а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:15).

 

«Не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.»

Здесь нет мысли о том, что Бог может ввести человека в какое-то греховное искушение: апостол Иаков прямо пишет, что Бог не искушает никого (Иак. 1: 13). Но указывается на необходимость обращаться к Нему с молитвой о помощи удержаться от впадения в грех и, тем самым, избавиться от воздействия, прежде всего, лукавого (дьявола), действующего в нас через принятие его лукавых мыслей, намерений, идей и проч., а также и от людей, заражённых таким же духом.

 

«Ибо Твое есть Царство и Сила и Слава во веки веков. Аминь».

Эти заключительные слова являются кратким исповеданием веры в то, что Господь воистину есть и единый истинный Царь всего существующего, и всемогущий Вседержитель, и полнота вечной Славы.