A
A
A

«Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:39)

00:00:52
Поделиться
2 624
Cкачать фрагмент в форматах:
22

Резюме.


Мф. 10:38,39 «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».

Земную жизнь Господь называет крестом. И как крест имеет вертикальную и горизонтальную перекладины, так и жизненные переживания человека имеют два вида. Первый, вертикальный - это сознательно и добровольно взятые на себя различного рода обязательства, жертвы за других людей, подвиги ради спасения и достижения вечной жизни. История показывает множество примеров в самых разнообразных формах такого подвижничества.

Второй вид – горизонтальный, который связан с перенесением человеком происходящих с ним несчастий, болезней, разного рода личных, семейных, общественных неприятностей, от которых, как правило, он не в состоянии освободиться. Как к ним относиться? Здесь есть несколько уровней, зависящих от духовного состояния верующего.

Первый – терпеть без обвинений Бога и людей. Наш русский Валаамский подвижник Тимофей на Афоне говорил: «Терпеть не будешь – бесу жертвою будешь» («Русский Афонский Отечник». 2012 г.). Как писал игумен Никон (Воробьёв): «Слишком огорчаться внешними трудностями – признак маловерия; слишком огорчаться внутренними – признак гордости» (Нам оставлено покаяние. М. 2010. Изд. Сретенского м-ря. С. 64). Такое терпение спасает человека от расстройств, ожесточения, вражды, мести, то есть еще бо́льших страданий.  

Второй исходит из понимания того, что, по христианскому учению, случайностей в жизни не бывает, но всё происходит по духовным законам и, следовательно, причиной всех скорбей, в конечном счёте, являюсь я сам, мои грехи, особенно, против ближних. Прп. Марк Подвижник так и писал: «Если всё невольное происходит от произвольного, по Писанию, то нет для человека такого врага, как он сам себе»[1]. Осознание этого, искреннее раскаяние и обращение к Богу с молитвой: «Господи, достойное по делам моим получаю, помилуй меня», - приносит душе утешение, освобождает её от внутренних переживаний.

На третий уровень всходит верующий, когда понимая, что он достойное по делам своим получает, и что все беды являются следствием его грехов, а не местью Бога, Который «только благое творит» (прп. Антоний Великий) и всё происходит только для его пользы, благодарит Бога за случившуюся скорбь. 

Святые постоянно напоминают об этом. Святой Исаак Сирин писал: Бог «ничего не делает ради возмездия, но смотрит на пользу, которая должна произойти от Его действий» (О Божественных откровениях... Сл. 59.§5. с. 17). А свт. Игнатий (Брянчанинов): «Пришедшу искушению, не ищи как и от кого оно пришло, а ищи того, чтобы перенести его с благодарением» (Свт. Игн. Бр. Собрание писем. М. 2009, с. 621).

Усиленное благодарение Бога со словами: «Слава Тебе, Господи, благодарю Тебя, помилуй меня», повторяемое с понуждением себя многократно, десятки раз, сначала одним умом, а  затем переходящее в сердце, по слову свт. Игнатия, скоро приносит не только ослабление страданий, но и сердечную радость, мир и ещё большую благодарность Богу. Оптинский старец прп. Никон (Беляев) писал из тяжёлой тюрьмы: «Радости моей нет предела»! Игумен Никон (Воробьёв) советовал: «благодари Господа за все в жизни; ибо и доброе, и тяжелое, радость и скорбь посылает Господь для нашей пользы, для спасения».

Так опытно познаётся христианство.


[1] Марк Подвижник, прп. Нравстенно-подвижнические слова. М. 1858. Слово 2. §104.