A
A
A

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12,13)

00:06:41
Поделиться
2 918
Cкачать фрагмент в форматах:
5

Резюме.


Мф. 11:12,13 «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна».

Только искреннее покаяние было единственно истинным и необходимым условием принятия пришедшего Сына Божия и Его спасительной Жертвы, исцелившей поврежденную в первом грехопадении природу человека. Великим проповедником этого покаяния явился Иоанн Креститель, омывающий приходящих к нему с этим чувством, в знак их духовного очищения, водами Иордана. Ибо, как говорил, свт. Афанасий Великий, «покаяние омывает грехи, но не исцеляет природы»[1].  

Но что за усилие, которое все пророки и закон прорекли до Иоанна, и которое теперь столь необходимо для вхождения в Царство Небесное? Святой Исаак Сирин отвечает: «…пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение… Воздаяние бывает уже не добродетели и не труду ради ее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради нее) будут напрасны» [2].

Как же приобретается это спасительное смирение? Прп. Симеон Новый Богослов кратко и ясно отвечает на этот важнейший вопрос духовной жизни: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи»[3]. То есть, только приняв твёрдое решение жить по заповедям Евангелия, христианин может увидеть, насколько он и слаб, и нищ, и убог, чтобы стать действительным исполнителем воли Божией. Это ви́дение   приводит его к тому смирению, которое, очищая душу от всех страстей, открывает ему врата Царства Небесного.


[1] Афанасий Великий, свт. О воплощении Бога Слова. Твор. Ч.2. 1902. С.195-204.

[2] Исаак Сирин, св. Слова Подвижнические. М.1858. Сл.34. С.217.

[3] Цит. по: Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1905. Т. 4. С. 9.