A
A
A

Что необходимо перед Причастием?

00:08:46
Поделиться
24 073
Cкачать фрагмент в форматах:
49

Вопрос:

Ваше отношение к «Дополнительным» условиям для Причастия: правило, пост, исповедь. Ведь этого нет в православной Греции. Не являются ли эти «условия» противоречием и дополнительной искусственной трудностью для Причастия?


Ответ:

Правильнее сказать: в Греции УЖЕ этого нет, хотя всегда было.

Есть лекарства, которые человек может принимать только при условии, если перед этим не ел жирной пищи или не употреблял спиртное, в противном случае они становится для него ядом. Это мы понимаем и не смущаемся такими искусственными трудностями! Так и Причастие, являясь для верующего средством исцеления души и тела, требует соблюдения определенных условий. Апостол Павел предупреждает: кто причащается, не соблюдая их, недостойно, тот суд себе ест и пьет, и многие таковые болеют и умирают (1 Кор. 11:29).

Если бы какой врач сказал: на праздники любое лекарство можно принимать независимо от того, что человек ел и пил, то такого врача, конечно же, дисквалифицировали.

Что же это за необходимые условия?

Прежде всего, раскаяние в грехах перед Богом и на исповеди перед священником. Исповедь имеет большое психологическое значение. Она заставляет человека просмотреть и оценить свою жизнь с точки зрения евангельской нравственности, послушать голос совести; она помогает и удерживаться от многих грехов.

Второе – это пост, то есть воздержание накануне причащения от вкусной, скоромной и излишней пищи и питья, от всяких развлечений, пустословия и т. п. Необходимо исполнение молитвенного правила перед Причастием, своя личная молитва (например, м-ва Иисусова) чтение Нового Завета, Псалтири и др. Ибо опыт показывает, что, извините, «сытое брюхо к учению глухо», а тем более к молитве. И само благоговение к таинству требует воздержания всех чувств.

Это всё необходимо, чтобы верующий мог почувствовать и осознать свое недостоинство перед принятием святых Даров. Поскольку это является главнейшим условием причащения во исцеление души и тела.

Вот почему требуется пост, почему требуется молитва и исповедь.

Русская традиция еще держится этого святоотеческого правила.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью».

"А ныне многие из верующих дошли до такого безумия и пренебрежения, что, преисполняясь множеством грехов и нисколько не заботясь о себе, нерадиво и как случится приступают в праздники к этой трапезе, а того не знают, что время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистою совестью и безукоризненною жизнью... Посему увещеваю всех вас приступать к божественным таинствам не по поводу праздника только; но если вы пожелаете приобщиться этого святого приношения, то за несколько дней должны очищать себя покаянием, молитвою, милостынею и занятием духовными пред­метами, и не возвращаться назад, как пес па свою блевотину (2 Петр, 2, 22)".

Мы принимаем Величайшее Таинство – приступаем к Самому Христу! Надо же осознать это. С каким же благоговением мы должны подойти! Но не может быть этого благоговения, не может быть молитвы, не может быть покаяния, если мы не готовимся соответствующим образом. Для этого и установлена исповедь, пост, правило молитвенное.

Мария Египетская причастилась всего два раза за свою жизнь. Иоанн Кронштадтский – чуть ли ни каждый день причащался. Кому следовать? Тому, что сказал великий Златоуст: ни редко, ни часто, ни в праздники, а когда сможем подготовиться, осознав себя, собравшись в себе самом, тогда только можно причащаться.