A
A
A

«Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи?» (Мк. 2:9)

00:04:25
Поделиться
2 217

Резюме.


Мф. 9:5 «ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?»

Господь указал здесь на связь скорбей, болезней человека с греховностью его жизни. Но какова эта связь? Непосредственно ли Бог посылает скорби человеку за его грехи, или это происходит иначе? Ответ на этот вопрос находим у целого ряда святых отцов. Его кратко в следующих словах выразил преподобный Марк Подвижник: «Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению [от Бога], как думают некоторые, не знающие духовного закона»[1].

Что означает следовало естественно? И какого духовного закона не знают некоторые? Духовно-телесная природа человека, как и всего сотворённого Богом мира, устроена совершенным образом: целесообразно, гармонично, закономерно. Но человеку, в отличие от прочих творений, дана свобода, и он может жить или согласно со своей природой, или вопреки ей. Первое, сохраняя её целостность и красоту, естественно приносит человеку благо. Второе, то есть при нарушении им законов её жизни, естественно ранит, калечит её, принося страдания и его телу, и душе. Это и есть тот духовный закон, о котором пишет прп. Марк.

Хотя механизм его действия, как и многих законов нашего мира, например, в области экологии, биологии, психологии, остаётся закрытым. Они большей частью реагируют на их нарушение не моментально, а постепенно. Также незаметно, но неуклонно действуют и законы духовные, поскольку в противном случае человек потерял бы свою свободу, подчинившись животному инстинкту страха.

Но Бог указал Своими заповедями, как необходимо жить, чтобы не подвергнуться их карающему действию. Поэтому святой Исаак Сирин евангельские заповеди называет лекарствами: «Что врачевства для больного тела, то заповеди для стра́стной души»[2]. Ибо как нарушение заповедей естественно порождает страдания, так исполнение их естественно исцеляет человека.

Апостол Павел указывает при этом и на нечто чрезвычайное – на прямую зависимость всего сотворенного от духовного состояния человека и его конечной участи: и сама тварь[3] освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21).


[1] Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. Слово 5. М., 1858. С. 190.

[2] Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 55. М., 1858.

[3] То есть всё низшее творение.



 

Введите ФИО или войдите через:

 
Ваш комментарий*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

 

 

Похожие видео