A
A
A

«Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29)

00:01:58
Поделиться
4 215

Резюме.


Мф. 17:21 «сей же род изгоняется только молитвою и постом».

Господь указывает на необходимое условие освобождения души от нечистых духов, бесов. Поскольку демоны являются возбудителями в человеке соответствующих им страстей, то освобождение души от рабства им является и освобождением от власти демонов. В Лавсаике читаем: авва Питирион «говорил нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей»[1].

Но победа над страстями невозможна без правильной духовной жизни, которая заключается в очищении ума и сердца от всякого зла с помощью молитвы. Но нет другого средства достичь этой чистоты без приобретения разумной власти над телесными потребностями (пост). Поэтому, например, в послании под именем святителя Климента Римского (I в.) «О девстве» подвижникам-экзорцистам предписывается: «Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания». Святой Исаак Сирин объясняет: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души».

В связи с этим становится понятным вопрос о современной так называемой отчитке. Уже книга Деяний Апостолов вполне определенно предупреждает всех, кто соблазнённый разными совсем не душеспасительными мотивами занимается изгнанием бесов. Семерым таким заклинателям (экзорцистам) злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома (Деян. 19: 14-16). Поэтому «Постановления апостольские» (IV в.) уже запрещают епископам возводить кого-либо в экзорцисты. А в V веке экзорцисты уже не упоминаются на Востоке[2].

Святые отцы по этому вопросу говорят вполне определённо.

Прп. Варсануфий Великий: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову»[3].

Св. Исаак Сирин обличал самочинных заклинателей: «Ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие»[4]. В другом слове он говорит: «Кто… молит Бога и желает, чтобы в руках его были чудеса и силы, тот искушается в уме своем ругателем демоном и оказывается хвастливым и немощным в своей совести»[5].

Прп. Кассиан Римлянин пишет то же самое: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями»[6]. «Ибо весьма часто… люди развращенные умом и противники веры именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса»[7].

По мысли свв. Отцов, беснование попускается Богом тем людям, для которых этот путь оказывается наилучшим в приобретении смирения и спасения. Освобождение же тела от злого духа, без христианской жизни и очищения души от страстей может повлечь даже самые отрицательные последствия для человека. По мысли блаженного Феофилакта Болгарского, «освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются»[8].

История Церкви свидетельствует, как редко даже святые изгоняли бесов из одержимых. Так, прп. Сергий Радонежский единственный раз, при этом вместе со всей братией, молился об одержимом. Прп. Серафим Саровский вообще никогда не делал этого.

Современные люди, к сожалению, не знают, какому риску подвергают они своих близких и самих себя, приходя на т. н. «отчитку». Священник, монах, игнорирующие предупреждения великих святых, и дерзающие  вычитыванием молитв (как магией) победить бесов, неминуемо сами побеждаются их страстями и заражают их лукавым духом всех окружающих. Свт. Игнатий (Брянчанинов) с горечью писал о подобных «чудотворцах», ищущих славы (а часто и денег) человеческой: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований»[9].


[1] Лавсаик. М., 1992. С. 126-127.

[2] Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия. // Богословские труды. Сб. 21, с. 31.

[3] Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб. 1905. С. 223, вопрос 301.

[4] Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. Слово 30, с. 137.

[5] Там же. Сл. 36, с. 225.

[6] Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445.

[7] Там же. С. 444.

[8] Блж. Феофилакт Болгарский. Благовестник. Толкование на Евангелие от Матфея. Казань. 1906. (Гл.12, ст.43–45).

[9] Там же. С. 72.



 

Введите ФИО или войдите через:

 
Ваш комментарий*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

 

 

Похожие видео