A
A
A

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники» (Мф. 6:7-15)

00:05:39
Поделиться
0
Cкачать фрагмент в форматах:
52

Резюме.


Мф. 6:7,8 «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».

Язычники, представляя себе богов существами, подобными человеку по своим чувствам, разуму и воли, считали, что чем больше и настойчивее обращаться к ним, тем скорее можно будет получить земные блага и избегнуть наказания за свои грехи. Господь указывает на ложность и недопустимость такого понимания Бога и подобных молитв к Нему, поскольку Он и так знает о всех наших нуждах. Свт. Игнатий (Брянчанинов), например, так объясняет эти слова Христовы: «Многоглаголание, осужденное Господом в молитвах языческих, заключается в многочисленных прошениях о временных благах» (СПб. 1905. Т.1. С. 152).

Но как в таком случае понимать продолжительные церковные и домашние молитвословия, необходимость постоянного пребывания в молитве (Иисусовой), призыв апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1Фесс.5:17)?

Свт. Игнатий продолжает: «Осуждая это многословие, Господь отнюдь не осудил продолжительных молитв, как представилось некоторым еретичествующим: Он сам освятил продолжительную молитву, пребывая подо́лгу в молитве. И бе обнощь (т.е. пребыл всю ночь) в молитве Божий3), повествует о Господе Евангелие. Продолжительность молитв угодников Божиих — не от многоглаголания, но от обильных духовных ощущений, которые являются в них во время молитвы, обилием и силою этих ощущений уничтожается, так сказать, время, отселе преобразуясь для святых Божиих в вечность» (СПб. 1905. Т.1. С. 152). Эти молитвы исходят совсем из иной цели – стремления быть в общении с Богом, очиститься от грехов, исцелиться от страстей, достичь спасения.

Допускаются Церковью и молитвы о земных нуждах, но при условии твёрдой решимости верующего принять от Бога всё, что Он ни пошлёт, поскольку Он знает, что нам полезнее. Научением тому, как нужно молиться, является молитва Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду перед страданиями: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39). Лишь при таком сознании возможна молитва христианина, и только тогда она может быть услышана Богом.

При этом святые отцы предостерегают от настойчивых молитв.

Прп. Варсануфий Великий писал: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно»[1].

Св. Исаак Сирин: «Не будь несмыслен в прошениях своих, чтобы не оскорбить тебе Бога неразумием… Ибо кто у царя домогается маловажного, тот уничижает Его честь… Если кто попросит у царя несколько гноя, то не только сам себя  обесчестит маловажностью своей просьбы, как показавший тем великое неразумие, но и царю своей просьбою нанесёт оскорбление. Так поступает и тот, кто в молитвах своих у Бога просит земных благ… Ибо по немощи только ума человеческого Господь заповедал просить повседневного хлеба. Но смотри что заповедано тем, которые совершенны ве́дением и здравы душою. Им сказано: не пекитесь о пище или одежде; потому что, если Бог печётся о бессловесных животных, о птицах и о тварях неодушевлённых, то кольми паче попечется о нас» (Мф.6:33)[2].

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтобы не прогневить Бога малоумием своим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного уничижает Его Ищущий в молитве своей тленных земных благ возбуждает против себя негодование Небесного Царя» (СПб. 1905. Т.1, с.151).


3) Лук. VI, 12.     

[1] Прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Вопрос 381. 

[2] Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 5.



 

Введите ФИО или войдите через:

 
Ваш комментарий*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

 

 

Похожие видео