A
A
A

«Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф.6:31-33)

00:01:41
Поделиться
3 340
Cкачать фрагмент в форматах:
36

Резюме.


Мф. 6:25 «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?»

Cлова Христа «не заботьтесь» означают не «ничего не делайте», а не терзайтесь душой, не отдавайте все силы на заботу об этом, не беспокойтесь сверх необходимого о земных нуждах, как это делают язычники-материалисты (Мф. 6:32), не знающие Бога. Апостол Павел, как бы объясняя, как жить «не заботясь», писал: Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб (Фес.3:12).

В словах Христа нет запрещения заботиться о всём необходимом в этой жизни. Он даже научает молиться Отцу: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Господь лишь указывает на то, что́ должно быть первичным в жизни человека. Прп. Пимен Великий поэтому подчёркивает: «Мы убийцы не тела, а страстей».

Очень мудро о должном характере внимания христианина к заботе о теле и о душе сказал свт. Игнатий: «Оставление телесных подвигов соделывает человеков подобными скотам, давая свободу и простор телесным страстям; излишество их делает человеков подобными бесам, способствуя расположению и усилению душевных страстей» (т.5. С.273).

Не менее серьёзный характер проблема заботы имеет в деятельности Церкви. Увлечение проблемами этой, земной, жизни общества, неминуемо приводит церковь к омирщению и утрате ею единственной цели своего существования – исцеления душ человеческих от губящих её страстей. Яркий пример возможности такой деградации – Римская церковь, которая из первой в Православии, вообще перестала быть таковой.

Но в настоящее время омирщение христианства идет широким потоком. Не только на Западе, но и в православных церквах основные ресурсы всё больше направляются на то, чем живет, что интересует и что беспокоит секулярный мир: политика, экономика, права человека, культура, всевозможные развлечения, спорт, чудеса, исцеления, предсказания и т.д. Основное внимание уделяется проблемам этой жизни: наркомания, пьянство, преступность и т.д., то есть всему тому, что является функцией государства. И хотя для Церкви эти вопросы не безразличны, однако, когда цель её создания на земле - научение правильной духовной жизни, ее законам и спасение человека от греха - становится вторичной, а задачи мирские первичными, то наступает кризис.

Христос сказал: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18: 36). Он не стал римским императором, чтобы решать земные проблемы, которые непрерывно порождаются, прежде всего, страстями человеческими. Он прямо разделил функции Церкви и государства: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22; 21), подчеркнув при этом, что никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (Мф. 6,24). Поэтому каждая попытка церквей служить двум господам всегда приводит их к омiрщению, язычеству и внутреннему распаду.

Ф.М. Достоевский в «Повести о великом инквизиторе» прекрасно показал, к какому отступлению от Христа привело омирщение католицизм (естественно, и протестантизм). Об этой беде христианства с горечью писал А.С. Хомяков: «Есть какая-то глубокая фальшь в союзе религии с социальными треволнениями... Когда Церковь вмешивается в толки о булках и устрицах и начинает выставлять напоказ большую или меньшую свою способность разрешать подобного рода вопросы, думая этим засвидетельствовать присутствие Духа Божьего в своем лоне, она теряет всякое право на доверие людей»[1].

И если церковь уклонится от порученной ей духовно-воспитательной миссии и станет решать вопросы: что есть, что пить и во что одеться (Мф. 6: 25), - то по духовному закону наступит не только её внутренняя деградация, но, возможно, и внешнее разрушение, и с ней та же участь постигнет весь народ. Об этом наглядно свидетельствуют, как многие трагические события на Западе, так и катастрофа в России 1917 года.

 

Мф. 6:27 «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?»

Возможно, на арамейском языке, который, как считают некоторые исследователи, нередко использовал Господь, слово, переведенное на греческий язык как phcun, имело (и) другое значение - не (только) локоть, но и что-то другое, очень небольшое по размерам. Поскольку далее Он сказал: Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? (Лк. 12:26.)

 

Мф. 6:33 «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Эти слова Христовы указывают на основной закон духовной жизни человека. Под Царством Божьем и правдой Его здесь подразумеваются, конечно, не райские наслаждения, но искание истины и жизни по любви, правде и совести. Такому ищущему соответственно его духовному уровню дастся и мир душе, и хлеб телу. Апостол Павел говорит об этом: благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4, 8). Бесчисленное количество фактов свидетельствует об этом.

Игумен Никон (Воробьёв) писал: «Ищи Царствия Божия и правды его — и, по слову непреложному Самого Господа, слову более твёрдому, чем небо и земля, приложится и всё необходимое в материальной жизни. Хотя и испытывает Господь рабов Своих, но и следит за всем, за духовными и за телесными нуждами и всё подаёт в нужное время тем, кто доверился Господу, а не своей ловкости, силе, умению и прочее». «Кто ищет угодить Богу, тот не будет оставлен Богом, лишь бы мы не оставили Его».

 

Мф. 6:34 «довольно для каждого дня своей заботы». 

Христос призывает не мечтать и не переживать о том, что́ будет завтра, ибо его может и не быть. А жить по воле Божией: разумно, а не по влечению чувств, и по совести, то есть по заповедям Евангелия, а не просто по  десяти заповедям Моисея или, тем более, по так называемым общечеловеческим нравственным нормам. И Господь никогда не оставит надеющихся на Него.


[1] Хомяков А.С. Полное собр. соч. Изд. 3. М., 1886. Т. 2, с. 85.



 

Введите ФИО или войдите через:

 
Ваш комментарий*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

 

 

Похожие видео