A
A
A

«Отче наш, сущий на небесах» (Мф. 6:9-15)

00:10:11
Поделиться
7 082
Cкачать фрагмент в форматах:
64

Резюме.


Мф. 6:9 «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое»

В этой молитве, прежде всего, обращают на себя внимание слова: «Отче наш». В них Христос открывает человечеству новое и совершенное понимание Бога, далёкое древнему миру. В дохристианских религиях, как языческих, так и в иудейской, Бог понимался глубоко антропоморфически, подверженным всем человеческим чувствам, в лучшем случае справедливым Судьёй, награждающим праведников и жестоко мстящим грешникам. Поэтому для Его умилостивления приносились кровавые, нередко человеческие жертвы.

Христос же открыл, что Бог есть Любовь, родной и бесконечно любящий Отец, Который даже покаявшегося убийцу принял в рай. Он так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). И поскольку Бог есть Любовь, то уже́ бессмысленны любые жертвы. Не они требуются для спасения, но лишь ответная любовь человека, о которой Он сказал: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14: 21). Это понимание Бога явилось беспрецедентным в истории религии, и совершенно меняющим представление о Его отношении к человеку и условиях его спасения.

Игумен Никон (Воробьев) писал об этом: «Господь Иисус Христос дал право верующим в Него и исполняющим заповеди Его называть Бога Отцом: «Отче наш» — и тем усыновил нас Богу Отцу. Вот почему Господь Иисус Христос неоднократно называл Своих учеников и апостолов братьями. Ясно теперь, что и мы можем войти в родство с Господом, сделаться сынами Отца Небесного, стать братьями Иисуса Христа».

 

Мф. 6:9,10 «Да святится Имя Твое. Да приидет Царствие Твое».

Этими словами выражается искреннее желание и просьба, чтобы в душе нашей всегда звучало Имя Его, освящая наш ум, наше сердце и тело, и не было в ней ничего скверного и нечистого. Ибо всегда свидетельством того, к кому стремится душа своей любовью, является постоянно присутствующее в ней и произносимое имя его. Поэтому желаем и просим, чтобы всесвятое Имя Его всегда пребывало в нашей душе. А оно там,  где Царство Его, о котором святой Исаак Сирин писал: «Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную, потому что та и другая одно и то же, и входя в одну, видишь обе» (Слово 2).

И кто живёт по заповедям и постоянно с вниманием и покаянием совершает завещанную отцами молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного(ную), тот входит в сердце своё и Царствие Его по мере смирения своего.

 

Мф. 6:10 «Да будет Воля Твоя и на земле, как на небе».

Данное прошение говорит о том, как следует относиться ко всему, что происходит в нашем мире. Христианство отрицает идею каких-либо случайностей в жизни как отдельного человека, так и любого общества. Всё происходит в силу духовных законов, которые являются столь же реальными и твёрдыми, как и все другие законы сотворённого Богом мира. Более того, они первичны по сравнению со всеми другими. Как законы биологические доминируют над материальными, психические над биологическими, а нравственные над психическими, так и законы духовные над всеми ими. Их источником и высшим духовным законом является Бог, Который, по христианскому учению, есть Любовь, которая раскрывается в заповедях Евангелия.

Это означает, что всё происходящее в жизни человека и общества, в том числе и всё скорбное и трагическое, в конечном счёте, определяется степенью соответствия их духовного состояния  закону любви – заповедям Христовым. Не Бог наказывает и награждает человека, а сам он своим отношением к богозданным законам определяет свою судьбу. Прп. Марк Подвижник так и писал: «Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению [от Бога], как думают некоторые, не знающие духовного закона»[1]. И только покаяние снимает карающее действие этого закона. Поэтому для человека остаётся – вера и молитва: «Господи, помилуй и да будет благая воля Твоя»!

Такая вера в Бога-Любовь и преданность Его воле является первым и необходимым духовным состоянием человека, которое дает его душе твёрдость и мужество при всех превратностях жизни.

 

Мф. 6:11 «хлеб наш насущный дай нам на сей день».

Эти слова говорят о том, что, Господь желает нам не только вечных благ, но и всего необходимого для земной жизни, и даже научает молиться о хлебе насущном. При этом призывает к разумной заботе о нём: заботиться именно на этот день. Эти слова, конечно, говорят не в прямом смысле об этом дне, но предостерегают человека от чрезмерных забот в своих планах, делах, нуждах, поскольку никому не известно ни время жизни, ни полезно ли будет для нее и нашего спасения то, что желаем. Множество примеров показывает, как усиленно желаемое часто оборачивается бедой.

И в духовной жизни действует тот же закон. Прп. Исаак Сирин писал: «Премудрый Господь благоволил, чтобы мы снедали в поте лица хлеб духовный. Установил Он это не от злобы, но чтобы не произошло несварения, и мы не умерли» (Слово 72). А святитель Игнатий предупреждает: «Опасно преждевременное получение наслаждения Божественною благодатию! Дары сверхъестественные могут погубить подвижника, не наученного немощи своей» (I, 532).

Хлебом насущным многие отцы называют  Причащение Тела и Крови Христовых – этого истинного Хлеба жизни временной и вечной.

 

Мф. 6:12,14 «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…» «.. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный».

Эти слова напоминают человеку, что его молитва будет услышана только при условии, когда он сам прощает другим. Если же этого не будет, если он не хочет примириться с обиженными и обидевшими, то и Бог не простит ему, сколько бы он ни молился (Мф. 6:15). Игумен Никон (Воробьёв) писал: «злопомнение уничтожает силу молитвы, ибо Господь не принимает молитвы от человека, враждующего с ближними или имеющего злопомнение, и отсылает прежде примириться».

 

Мф. 6:13 «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

Здесь речь идет не о том, что Бог может ввести человека в какое-то греховное искушение: апостол Иаков прямо пишет, что Бог не искушает никого (Иак. 1: 13). Но указывается на необходимость обращаться к Нему с молитвой о помощи в искушениях, удержать от впадения в грех.

По мысли Отцов есть бесы всех страстей. Поэтому совершить грех равносильно впустить в свою душу лукавого (дьявола). Естественна отсюда и просьба избавить от него, действующего на человека через принятие его лукавых мыслей, намерений, идей и проч., а также и через заражённых его духом людей, фильмы, театры, прессу, интернет и проч.


[1] Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. Слово 5. М., 1858. С. 190.



 

Введите ФИО или войдите через:

 
Ваш комментарий*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

 

 

Похожие видео