A
A
A

Основной раскол произошел в одиннадцатом столетии, когда Рим отпал от Православия. Затем в католической церкви произошел очень серьезный раскол в шестнадцатом веке, в связи с протестантской реформацией. Наконец, в России в 17 веке – т.н. старообрядческий раскол. Это наиболее крупные расколы в христианском мире. Какова главная причина этих расколов? Как всегда и везде – страсти человеческие, духовный упадок жизни христиан.

Если говорить о католицизме, то здесь с наибольшей яркостью проявилось стремление Рима, прежде всего, его епископа – папы, к господству над всеми епископами, над всеми церквами. Этот раскол привел к тому, что в католицизме произошло принципиальное искажение основ духовной жизни. Тысячелетний опыт святых подвижников Востока и Запада был предан забвению. В результате, всё то, что этим опытом решительно запрещалось и называлось прелестью и заблуждением, в католицизме было объявлено святостью и духовным совершенством. Произошло катастрофическое омирщение в понимании христианской жизни, её цели, понимания спасения. Это искажение привело в католицизме к искажению и всех основных вероучительных истин: о Боге, о Жертве Христовой, о Церкви, о грехе, о добродетели, о таинствах.

Поэтому такие наши святые, как Игнатий Брянчанинов, Феофан Говоров, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский решительно обличали католицизм, видя в нем полное отступление от Священного Предания Церкви, от Православия. Например, преп. Амвросий Оптинский писал «Римская церковь давно уклонилась в ересь и нововведения».

Резко негативно писали о католицизме и наши такие выдающиеся мыслители, как А.С. Хомяков (католицизм - это протестантизм), И.В. Киреевский (это рационализм), Ф.М. Достоевский (это антихристианство), Ю.Ф. Самарин (это иудаизм).

Но, повторяю, самое тяжелое – это полное отступление католических аскетов от святоотеческих законов духовной жизни Действительно, поражаешься, когда знакомишься с жизнеописаниями великих католических святых. Это откровенные романы со Христом. Вот, например, что писала величайшая, по словам папы, святая нашего времени Тереза Малая (+1897) о духовной любви: “Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: “Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки”. Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв; уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли все ... Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах".

А что сейчас происходит в лоне Католической Церкви? Недавно, например, вышла книга Ольги Четвериковой «Измена в Ватикане», в которой описывается ситуация, сложившаяся в католической церкви и направление политики Ватикана после второго Ватиканского собора (1962-1965). Четверикова является сотрудницей Института международных отношений, прекрасно знакома с жизнью католической церкви. Когда прочтете, то увидите, что в католицизме очень мало религии. Всё внимание обращено на решение земных проблем: экономических, политических, культурных и прочих. От религии в нем осталась, фактически, одна внешняя форма, культ.

Протестантизм – это законнорожденное чадо католицизма. И их нередкое противостояние между собой является не чем иным, как просто еще одной исторической иллюстрацией извечной проблемы «отцы-дети». Протестантизм явился закономерным следствием тех процессов омирщения в католической церкви, которые к 16 веку достигли своей критической точки. Суть протестантизма очень проста. Человек спасается только верой, а не делами. Поэтому верующему прощаются все грехи: прошлые, настоящие, и… будущие, ибо праведность Христа закрывает от Бога все грехи верующего. Верующий оправдан Христом и может о своем спасении уже не беспокоиться. Ему не нужны никакие заслуги, должные и сверхдолжные, о которых учит католицизм, не нужен никакой наместник Христа на земле в лице папы. Ну, в общем: прямо в рай, прямо в рай, только ножки поднимай.

Наш старообрядческий раскол – это прямое следствие ослабления духовного состояния нашей Церкви в 16-17 веках. Внешняя сторона церковной жизни приобрела к тому времени в сознании наших православных людей первостепенное значение по сравнению с духовной. Монастыри в своей основной части пошли по иосифлянскому пути обогащения и украшения храмов, монастырей - практически исчезало нестяжательство. Поэтому в расколе виноваты были обе стороны, ибо дух был у них один и тот же, лишь у каждой проявился по-своему. Однако из-за реформ патриарха Никона наш народ потерял очень многое в своей культуре. И Петр 1, как и вся последующая эпоха вплоть до наших дней, явился, по-существу, закономерным плодом духовного обнищания нашего народа. 

 

Введите ФИО или войдите через:

 
Ваш комментарий*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

 

 

Похожие видео