A
A
A

— Существует некая психологическая закономерность, которую можно назвать законом резонанса. Этот закон заключается в том, что ни одно впечатление как окружающего мира, так и внутренних переживаний не исчезает из души человека – в его подсознании сохраняется абсолютно всё. И не просто сохраняется, но и вызывает соответствующий резонанс в душе, оказывая влияние на психологическое и нравственное состояние человека, на его поведение.

Ответ: Существует некая психологическая закономерность, которую можно назвать законом резонанса. Этот закон заключается в том, что ни одно впечатление как окружающего мира, так и внутренних переживаний не исчезает из души человека – в его подсознании сохраняется абсолютно всё. И не просто сохраняется, но и вызывает соответствующий резонанс в душе, оказывая влияние на психологическое и нравственное состояние человека, на его поведение. Всё, что мы увидели, услышали, почувствовали, пережили, о чём подумали, – хотим ли этого или не хотим, – оказывает воздействие на нашу душу, наше настроение, наши решения. И это воздействие будет тем большим, чем сильнее впечатление, чем более глубоко погрузились мы в соответствующую «картину» своими чувствами, желаниями, сознанием, чем с большей страстью совершали то или иное деяние. Психологи утверждают, что в человеке много уровней подсознания, которые находятся на разной глубине и впечатления из которых могут по неизвестным нам...

Подробнее...

— Чем отличается ревность о Боге от фанатизма? Где здесь грань?

Ответ: Ревность по Богу – это неуклонное стремление жить по заповедям Христовым, которые содержатся в Евангелии. Апостол Иоанн Богослов указывает при этом на самую главную заповедь: “мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего”.

Фанатизм же – это утрата смирения и любви к людям, без которых все заповеди и добрые дела человека теряют всю свою ценность. Фанатизм характеризуется ненавистью ко всем, кто не согласен с убеждением фанатика. Яркий пример – сожжение еретиков по суду католической инквизиции.  Тот же Апостол Иоанн пишет: “Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?”

— Я обратилась по телефону в организацию, которая помогает откорректировать судьбу, так как у меня появились проблемы с мужем, зачинщицей которых была я сама, и терпение мужа, видимо, лопнуло. Мне пообещали помочь, сказали купить таких и таких икон, свечей и молиться сорок дней.

Уже на пятый день молиться я перестала, и после этого ко мне пришли помыслы от лукавого и бесы. Я не могла самостоятельно избавиться от этого, хотя умею молиться от пятидесятнической церкви. Я и во сне молилась, и в итоге бес меня оставил, однако мысли не оставили. И по сей день я борюсь с ними, но туда я больше не хочу. Я была крещена в той церкви, но хочу креститься в церкви православной и идти путём православия. Что мне делать?

Ответ: 1. Прежде чем креститься, нужно узнать, что такое Православие. Крещение без знания и веры ничего не даст!

2. Молитва на языках – это самообман, а не молитва. Ибо молитва заключается не в произносимых словах, а в покаянии о сделанных грехах.

3. Когда мучают мысли, то с покаянием произносите молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную!

— Скажите, как научиться доверять Богу? Не могу сказать, что моя жизнь полна скорбей и испытаний, скорее, наоборот, она достаточно спокойная. Но в последнее время я ни в чём не нахожу мира и радости, поскольку все время беспокоюсь о семье, о своём здоровье, о различных делах, которые должен сделать, и это беспокойство меня измучило. Молитва и память о том, что Господь обо всех имеет благой промысел, и что случайностей не бывает, мне не помогают.

Ответ: Опытные в таких вопросах люди говорят, что когда происходит подобное, то нужно постараться увидеть причины. Они всегда двух родов и действуют вместе. Первая из них – наше нерадение к молитве, покаянию и терпению ближних, что приносит горькие плоды. Вторая – забвение о Божием, которая научает нас рассудительно относиться к своей духовной жизни, а не нестись по течению, куда кривая выведет. Для священника же такое состояние особенно полезно, поскольку, испытав это на себе и правильно пережив, он сможет реально, а не пустым празднословием помочь обращающимся к нему. Ибо, говорят Отцы, не искушен – не искусен.

Приходилось читать, что, подобное состояние происходит, прежде всего, от нашего маловерия. Мы не верим, что Бог есть всемогущая любовь и без нее ничего, в том числе и ничего плохого, не может произойти с нами. Св. Исаак Сирин писал: «Ни один раб не может сделать вреда кому-либо из подобных ему рабов без дозволения о всех Промысляющего и всем Управляющего»...

Подробнее...

— Дважды прослушав Вашу лекцию «Добрые дела и подвиги», я задалась вопросом, как же угодить самому себе, чтобы стать угодной Господу. Насколько я поняла, Господу мои заслуги не нужны, они нужны мне. Казалось бы, подавая нищему, я делаю доброе дело, но я превозношу себя над ним и этим совершаю грех. Как же мне жить, чтобы радоваться самой себе? А может быть, всё намного проще, и следует жить всего лишь по совести, чтобы ни о чём не жалеть?

Ответ: Вы правы, нужно жить по совести. Но есть совесть, всем привычная, которая не беспокоит, когда мы кого-то осуждаем или допускаем тщеславные или иные дурные мысли, поскольку это не запрещает обычная мораль. А христианство говорит, что такие внутренние поступки ранят человека, и призывает его каяться и бороться с этим. Видите, какая разная совесть в обоих случаях?

Было бы прекрасно, если бы мы могли жить по христианской совести. Тогда, конечно, нам не пришлось бы ни о чём жалеть. Но возможно ли нам не осуждать, не допускать дурных мыслей, не злиться, не завидовать, не тщеславиться своими добрыми делами?

Потому христианство и предлагает нам раскаиваться перед Богом, а временами и перед священником в этих грехах. И тот, кто постоянно и искренно это делает, исповедуется и причащается, получает облегчение для души и радость в жизни, ибо с Богом всегда радостно. Бог ведь не судья, а врач, Он всегда готов исцелить наши раны от грехов.

— Я христианин, татарин, родился в мусульманской семье. Почему православие — мёртвая вера? Почему ислам, католицизм, буддизм, иудаизм — мёртвая вера? Почему современная Христианская Церковь — мёртвая вера? Почему не следуем за Христом, не ищем, не слышим и не видим Его, не берём свой крест, не умираем для себя? Почему никто не хочет искать реального живого Бога, а все идут в церковь, чтобы стать идолами, ходить в заблуждении, поклоняться иконам, идолам, демонам и т.д.? Зачем поклоняться мёртвым?

Ответ: Следовать за Христом — значит не осуждать, не обманывать, не лукавить, не блудить даже в мыслях и так далее. Но это очень трудно, а мы все, за редчайшим исключением, ленивые и маловерующие, и мы не берём свой крест, чтобы идти за Христом. Поэтому и христиане, и мусульмане, и иудеи, и прочие являются почти мёртвыми, а то и совсем мёртвыми.

Иконы же для нас — это только изображения тех святых лиц, которые напоминают нам о том, как правильно нужно жить. Поэтому мы к ним относимся с уважением, почтением и благоговением, как к фотографиям любимых и дорогих лиц.

Поскольку мы верим, что они и после смерти нас видят и слышат, и их молитвы особенно сильны, мы обращаемся к ним с просьбой молиться Богу за нас. Но не они сами, а только Бог может нас спасти, может помочь нам. Так что иконы для нас — это образы святых и очень почитаемых людей, но никак не боги, не идолы, не демоны.

— В одной из передач на телеканале «Союз» Вы говорили, что православие указывает ясный путь к достижению Царства Божия, которое, по слову Христа, внутрь нас есть. Мне уже 70 лет, но я этого пути, к сожалению, не нашёл. Я постоянно читаю Евангелие, Святых Отцов, участвую в Литургии, постоянно молюсь, но истинной связи с Богом так и не нашёл. Священники, православные сайты и радио говорят в основном только об околоцерковном и внешнем, а не о ясной последовательной методике спасения и особенно достижения внутреннего Царства Божия. Прошу Вас, составьте краткое методическое руководство к достижению внутреннего Царства Божия с описанием того пути, о котором Вы упоминали, не раскрыв его во всех подробностях.

Ответ: Я многократно говорил об этом в лекциях о духовной жизни, поэтому сейчас отвечу кратко. Суть этого «метода» — в правильной духовной жизни. А внешняя сторона (чтение Евангелия, Святых Отцов, богослужения, пост, утренние и вечерние молитвы, исповедь, причастие и прочее) при верном к ней отношении является только помощью в духовной жизни.

Сама же духовная жизнь заключается, во-первых, в тщательном охранении своей совести от противоречащих заповедям Евангелия греховных мыслей, чувств и желаний, поскольку они являются источником всех наших бед. При каждом нарушении необходимо сразу же каяться перед Богом. А перед священником достаточно исповедоваться только в самом главном, что наиболее упрекает совесть. Во-вторых, духовная жизнь невозможна без правильной молитвы, совершаемой со вниманием, покаянием и благоговением.

Детально рассматриваю эти вопросы на спецкурсе «Основы духовной жизни», размещённом на сайте alexey-osipov.ru. Если Вас интересует углубленное...

Подробнее...

— Разъясните, пожалуйста, как понять слова: «Смирение есть порождение разума, а разум есть порождение искушений»?

Ответ: Смирение невозможно приобрести без осознания (разума) своей неспособности не лукавить, не лгать, не осуждать и т.д. Но само это осознание (разум) рождается лишь в борьбе с искушениями.

— Почему мы столько лет ходим в храм, а наша жизнь не меняется, какой должна быть правильная духовная жизнь, как нужно жить христианину?

Ответ: Вы задали чрезвычайно важный вопрос, который касается практически всех верующих без исключения. Действительно, можно сто лет ходить в храм, и каким я был – таким остался. Почему это происходит? По очень простой причине, простой и печальной: само понимание Православия мы свели к исполнению чисто внешних церковных предписаний. Ходим в храм, исповедуемся, причащаемся, венчаемся, соблюдаем посты, подаем записки, ставим свечи, читаем молитвы. Такого христианина называют воцерковленным. А при всем этом, оказывается, что он ни разу не помолился. Молится, когда его постигнет какая-то болезнь, скорбь, когда предстоит что-то ответственное - тогда кому только не молится. О самом же главном – о грехах - редко молимся, вяло, формально. Но без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Речь идет не о вычитывании молитв, а о молитве, которая только тогда таковой называется, когда совершается с вниманием, благоговением и покаянием. Так, святитель Игнатий Брянчанинов писал: без внимания...

Подробнее...

— Можно ли мирянину руководствоваться в жизни трудами святителя Игнатия Брянчанинова, его аскетическими опытами или другими трудами? Ведь он сам при жизни советовал изучать труды Тихона Задонского и не рекомендовал мирянам читать святых отцов, которые писали для монахов. Понимаю, что Господь в лице свт. Игнатия дал нам бесценное сокровище, но как им правильно воспользоваться?

Ответ: Есть определенные принципы духовной жизни, соблюдение которых необходимо для каждого человека и тем более для христианина. А есть особенности  духовной жизни, которые обусловлены главным образом степенью ревности человека к этой жизни и ее условиями. Речь идет о тех двух ступенях, о которых сказал Сам Господь в беседе с богатым юношей, указав, что для спасения необходимо исполнение известных заповедей, а для достижения совершенства - отречение от всего (Мф. 19: 17, 21). Ясно, что мирянину практически невозможно вести тот аскетический образ жизни  с постоянным умным деланием, к которому призывается монашество. Но, тем не менее, принципы духовной жизни и здесь, и там остаются одни и те же. Каков главный критерий правильной духовной жизни? Он один и для монаха, и для мирянина. Его кратко выразил один из отцов Церкви преп. Петр Дамаскин: «Первым признаком начинающегося  здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок...

Подробнее...