A
A
A

— Как приблизиться к монашескому деланию, находясь в супружестве?

Ответ: Это возможно только при обоюдном искреннем стремлении к молитве, чтению святых отцов, уединению, максимальному отказу от житейских попечений (например, будучи на пенсии). Ещё раз повторю мысль святителя Игнатия: «Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству». Заповеди Евангелия одинаковы для всех: и мирян, и монахов.

Поэтому начинать нужно с праведной христианской жизни в супружестве – с жизни по евангельским заповедям, в покаянии в своих «фокусах», в борьбе со своим «я». Ибо, по мнению многих мудрых наставников, в супружестве по сравнению с монашеством даже более благоприятные условия для познания себя, своего эгоизма, гордости, самолюбия, упрямства, лености и прочего – познания, без которого ни о какой духовной жизни ни монаха, ни мирянина не может быть и речи.

Так, познавая себя в супружестве, смиряясь, можно стать и монахом – не по форме, а по содержанию.

— Есть ли сущностное различие между путями спасения в монашестве и браке?

Ответ: Такого различия нет, ибо спасение любого человека совершается на основании одних и тех же заповедей и по одним и тем же духовным законам. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так выразил соотношение между тем и другим: «Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству». Правило 10-е Гангрского собора гласит: «Если кто из соблюдающих девство станет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет отлучён». Были случаи, когда даже великим подвижникам Господь указывал поучиться смирению у мирян. Так, преподобный Макарий Великий был послан Богом поучиться к двум замужним женщинам, а преподобный Антоний Великий с этой же целью – к александрийскому сапожнику. И тот, и другой увидели в этих живущих в миру людях пример такого осознания своей греховности, своего недостоинства, смирения, которого даже они сами не имели, и возблагодарили Бога за это научение. Хотя, конечно, возможности...

Подробнее...

— Вопрос почти интимный, но он касается очень многих семей. Допустима ли в христианской семье контрацепция, в том числе гормональная?

Ответ: В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Архиерейском соборе 2000 года, аборт и средства, обладающие абортивным действием, осуждаются как грех. «Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зародившейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя». Однако, отмечается далее, «намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» (XII. Проблемы биоэтики. §3). Кроме того, необходимо знать, что гормональные противозачаточные средства отрицательно воздействуют на организм женщины, приводят её здоровье к различным осложнениям и могут служить причиной тяжёлых и неизлечимых заболеваний, в том числе онкологических, и подвергают женщину риску бесплодия (статистика за 2013 год говорит, что в России каждая шестая- седьмая семья бесплодна. Одна из основных причин бесплодия – гормональная контрацепция). При приёме этих средств существует риск возникновения тяжёлых...

Подробнее...

— Как относиться к бездетности? Допустимо ли ЭКО, при котором убивается несколько эмбрионов и которое наносит огромный вред здоровью женщины?

Ответ: В самом вопросе уже звучит ответ. Если бесплодие не грозит женщине опасностью, а использование ЭКО чревато многими заболеваниями и для неё, и для будущего ребёнка, то каков вывод? В христианстве грехом является всё то, что вредит человеку, его телу, душе, его духу. И если в результате ЭКО вероятность повреждения организма женщины и угроза здоровью детей настолько велики, то ответ очевиден. Идти на такой риск равносильно тому, чтобы прыгнуть со второго этажа в надежде на авось. Но нет добра без рассуждения, говорят святые. Использование ЭКО – одна из печальных иллюстраций нарушения этого мудрого закона. По данным председателя исполкома Союза педиатров России, академика РАН и РАМН  профессора А.А. Баранова, 75% детей, рождённых в результате ЭКО, являются инвалидами. «Более того, – пишет он, – Всемирная организация здравоохранения не рекомендует для внедрения эту технологию. Мы, конечно, не имеем права запретить, но я считаю, что государство делает ошибку,...

Подробнее...

— Возможно ли суррогатное материнство? В каких случаях?

Ответ: Суррогатное материнство противоестественно, то есть ненормально. А от ненормальности ждать нормального неразумно. В любой момент в цепи событий такой жизни можно ожидать самых нежелательных сбоев. Во многих случаях для самой матери ребёнок в результате оказывается чем-то вроде купленной игрушки. Но игрушка скоро окажется человеком и заявит о себе… Нельзя в таких вопросах рассчитывать на авось или на чудо.

— Святые отцы и подвижники благочестия о семье и браке.

Ответ: Святые отцы о семье и браке
Святитель Иоанн Златоуст В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – всё пропало. В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается всё в мире. * Любовь есть крепкая стена, неприступная не только для людей, но и для дьявола. * Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом должна она в нём же дать небу ангела. * Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами. * Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто. * Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности [родителей] к житейскому. * Хотя бы у...

Подробнее...

— По какой причине распадаются семьи?

Ответ: Основная причина в неверном воспитании детей. Если в семье дети не приучаются к уступчивости, труду, необходимой дисциплине жизни, то им грозят немалые переживания при вступлении в брак. Посмотрите, как воспитывали в нашей дореволюционной деревне. Какое благоговейное, в полном молчании, было принятие пищи за столом, какое послушание и уважение к старшим, какое научение труду с самого детства, какое целомудрие отношений… Особенное внимание при этом обращалось на воспитание совести, на боязнь греха. Православная вера с её пониманием добродетели и греха создавала в сознании человека твёрдую основу для приобретения великодушия, терпения и нелицемерного благожелательства ко всем людям. Всё это воспитывало с раннего детства в человеке здоровый дух, который давал ему возможность легче переносить трудности в жизни, и в первую очередь в жизни семейной. Одна из важных причин распада семей – это безрелигиозное воспитание детей, обращение основного внимания на...

Подробнее...

— Воля Божия в рождении ребёнка с дефектами развития мозга? Зачем Богу нужны тысячи уродов, нездоровых психически? Неужели для того, чтобы нормальные люди стали милосерднее?

Ответ: Любовь к Богу состоит в исполнении Его воли, Его заповедей. Рождение ребёнка в таком состоянии совсем не случайно. Оно произошло по воле Божией. Поэтому в данном случае, если хотим поступить правильно, то должны принять ребёнка таким, каков он есть, и ухаживать за ним, неся таким образом свой крест. Поступить иначе – значит воспротивиться Богу.

— Не могу уже три года избавиться от греха общения с женатым мужчиной (сама в разводе). Каялась неоднократно в этом постыдном грехе, но проходит время, и снова с ним общаюсь. Доходило до семи месяцев затишья. Молю Бога помочь мне в этом. Сама не в силах. Никого не представляю рядом с собой, кроме него. Подскажите, пожалуйста, как победить эту болезненную привязанность и не впадать в чёрное уныние.

Ответ: Первым делом нужно очень сильно поругаться с ним. При этом пригрозить, что наговорите жене, как будто он пристаёт к вам. И тогда вы невзлюбите друг друга. Второе. Необходимо в мыслях полностью прекратить вспоминать прошлое и тем более мечтать. С мыслями бороться игумен Никон (Воробьёв) советует так: во-первых, с силой (с гневом) отвергнуть помыслы, как бесовские внушения; во-вторых, сознавая свою немощь и греховность, призвать на помощь Господа и Спасителя, как можно чаще внимательно повторяя молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешную». Постарайтесь ежемесячно исповедоваться и причащаться и обязательно читать каждый день понемногу Новый Завет и по две-три страницы писем игумена Никона (Воробьёва) или Валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева).

— Как помочь не родившимся в результате аборта? Знаю, что у них нет возможности попасть в рай.

Ответ: Ни в Священном Писании, ни в творениях святых отцов нет никаких оснований для утверждения о том, что абортируемые погибнут. Это грубое, еретическое заблуждение. Сам Господь сказал о некрещёных детях: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сихибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 18, 10; 19, 14). А вот матери за это действительно ответят.

|