A
A
A

— Я знаю ваше мнение и  для себя уяснил, какие  складываются отношения у Православия с католичеством, но сейчас достаточно авторитетные лица по  центральным каналам говорят о том, что мы должны сплотиться, наладить отношения. Как нам, простым христианам, относиться к этому?

Ответ: Не смешивайте две совсем разные стороны отношений. С одной стороны, мы должны иметь нормальные человеческие отношения со всеми на свете людьми, с которыми приходится общаться, а не только с католиками или протестантами. И с ними можем решать проблемы нашей земной жизни. Ибо все мы, независимо от мировоззрения, - носители образа Божьего. Об этом, кстати, идет речь на религиозных саммитах, а не о религиозных истинах. И совсем другое, если будем говорить об изменении веры, о причащении, например, с католиками, протестантами и т.п. Об этом, конечно, не может быть и речи. Но пока никто ничего подобного у нас не предлагал. То есть, сотрудничество со всеми людьми в области мирской жизни - явление нормальное. Искание же компромиссов в религиозной сфере недопустимо. И эти два совершенно разных плана общения нельзя смешивать.

— Можно ли причащаться в Армянской Церкви?

Ответ: Пока не достигнуто единство Церквей, причащаться в другой церкви просто грешно, потому что это говорит о том, что человек не ищет истины, и ему безразлично, как верить.

— Как Вы относитесь к такому модному веянию на нашем телевидении как исполнение священниками песен религиозного толка под гитару? Этот метод широко используется разного рода шарлатанскими «церквями». Видеть это невыносимо.

Ответ: Полностью согласен с Вами! Это и есть одно из явлений т.н. омирщения Церкви, о котором предупреждали все святые. Мы прямо идём по пути католиков, протестантов, сектантов.

— Каково Ваше отношение к экуменизму? Это ересь, богохульство?

Ответ: Ересь и богохульство — не те категории, которые наиболее подходят для характеристики экуменизма. Его истоки в масонстве, задача которого — борьба с христианством путём размывания его вероучительных истин и духовно-нравственных основ жизни.

— С нетерпением жду от Вас оценку «встречи тысячелетия». И в связи с этим, какие опасности можно ожидать от предстоящего Всеправославного Собора?

Ответ: Нашей Церкви эта встреча пока ничего не даёт, а католики надеются, что их дела пойдут лучше. Собор нам ничем не грозит.

— Вопрос касается брошюры «Мусульманство — ближайшая религия к православию». Опираясь на исламское понимание, а также на востоковедов и преподавателей мусульманского богословия, можно убедительно заявить, что понимание Исы (Христа), как и Его якобы почитание, в брошюре изложено неверно. А именно, ислам решительно настаивает на том, что Христос — это не Спаситель и не Бог, что идёт в противоречие с учением православия о том, что «тот, кто не познает Сына, не сможет познать Отца, ибо Отец и Сын — одно». По исламскому учению Иса — это вовсе не тот Иса, который есть в христианстве, так как он был женат, имел детей и никогда не был распят. Более того, главнейший аргумент — Евангелие — с точки зрения ислама является ересью, так как тот Иса, которого они почитают как пророка, есть существо, полностью противоположное тому, о чём говорит Евангелие. В этом они ссылаются на апостола Павла, который, по их словам, есть враг мусульман, что именно он исказил учение Исы. И ещё. Когда придёт Иса, он уничтожит всех и умертвит свиней, и будет сражаться на стороне мусульман против того, кто должен будет прийти, то есть против Христа. В этом отношении как сам Коран, так и их пророки и сами мусульмане утверждают, что на самом деле антихрист, который есть в православии, и есть Иса, ибо понимание рая у мусульман есть удовлетворение похоти, власти, кара всех немусульман, вознаграждение сребролюбием всех и т.д. Так на каком основании Вы говорите, что православие — ближайшая религия к мусульманству, если понимание главного критерия Исы противоположно православному пониманию?

Ответ: Вы не поняли. Мусульманство ближе к христианству по сравнению с прочими религиями и, прежде всего, с иудаизмом, который на Западе сейчас представляют как ближайшую христианскую религию. Но в брошюре совсем не утверждается, что мусульманство по своему вероучению близко к христианству, вовсе нет, потому что между ними непроходимая пропасть — учение о Христе как Боге и Спасителе.

— Мы родом из Молдавии, живём и работаем в Румынии. Здесь, помимо официального Патриархата, существует и Православная Старостильная Церковь, непризнанная государством. Как нам быть? Куда идти для исповеди и молитвы? Официальная Церковь здесь уже не Церковь, а государственная организация.

Ответ: Не слушайте пустых разговоров ничего не понимающих людей. Идите в храм официального Румынского Патриархата, который находится в полном общении со всеми Православными Церквями, в том числе и с Русской. А от старостильной отойдите, поскольку она в расколе со всеми Православными Церквями.

— Поясните, пожалуйста, высказывание Папы Римского Франциска: «Не надо верить в Бога, чтобы быть хорошим человеком. В некотором смысле традиционная идея Бога не обновляется. Кто-то может быть духовным, но не религиозным. Необязательно идти в церковь и давать деньги. Для многих природа может быть церковью. Многие лучшие люди в истории не верили в Бога, в то время как многие из худших поступков были совершены во имя Его».

Ответ: Когда Франческо говорит о нравственных характеристиках человека, то совершенно справедливо, что можно быть хорошим и без веры в Бога. Нравственность характеризует внешнюю поведенческую сторону человека: не убил, не ограбил, не предал и т.п. И в этом отношении для многих природа может быть церковью, то есть как бы церковью. Но когда Папа говорит, что кто-то может быть духовным, но не религиозным, то этим он показывает своё непонимание духовности, которое является невидимым состоянием души. Ведь человек при нравственном образе жизни может быть наполнен всякой внутренней гадостью, страстями — лукавством, завистью, тщеславием, высокомерием, осуждением, ревностью и т.д., при которых ни о какой духовности не может быть и речи. Отождествляя духовность с нравственностью, Папа совершает тяжелейшую ошибку, из-за которой в людях погибает христианство. Ибо Христос пришёл для научения не просто нравственности (на что были нацелены десять Моисеевых заповедей),...

Подробнее...

— Поговорив баптистом, я почувствовала себя убогой и глупой. Я увидела в них покой, радость и уверенность в спасении, я же мучаюсь, что погибну, и что я недостойна спасения. Отчего так?

Ответ: Одинаково неверны и губительны как самоуверенность в своём спасении только лишь из-за того, что я верующий, так и уныние и отчаяние оттого, что я грешный. Православие говорит, что спасение доступно каждому, кто старается жить по-христиански, видит и сознаёт себя грешным и кается. Помните, первым в рай вошёл раскаявшийся разбойник. Поэтому мы, православные, надеемся на спасение, а не утверждаем, что спасёмся. А тем, кто самонадеянно верит в своё спасение только потому, что он верующий, Господь отвечает: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22-23). Поэтому не беспокойтесь и радуйтесь. Ибо, если спасся разбойник, покаявшийся и смирившийся, то и нас Господь спасёт, если и мы будем смиряться и...

Подробнее...

— Вы часто осуждаете католиков и протестантов, цитируя их высказывания, которые, на Ваш взгляд, являются ложными. Но, во-первых, они говорили не только это, но и много правильного. Во-вторых, там есть очень много людей, которые не согласны с некоторыми высказываниями. В-третьих, и среди православных есть многие, на которых можно показывать пальцем. В-четвёртых, то, что Вы цитируете, не всегда нужно понимать однозначно.

Вопрос в том, что христиане, неважно, к какой конфессии они принадлежат, себя хвалят, а других хают. Почти во всех конфессиях я нахожу и правильное, и неправильное, и везде есть люди, которых я люблю. Когда кто-то из них говорит о другом только плохое, душа моя испытывает скорбь. Почему мы, вместо того чтобы искать единомыслие, ищем причины для разъединения?

Я называю себя христианином и никем больше, потому что я верю во Христа. Я регулярно читаю Новый Завет, стараюсь понять Апостольские послания. Если кто-то в этом мне помогает, я благодарен этому человеку, я считаю, что это Бог помогает мне через него, и неважно, к какой конфессии он принадлежит.

Книги, которые Вы рекомендуете читать, помогают лучше понять православие, но, к сожалению, в храмах священник иногда такое несёт, что Вы точно не стали бы слушать. Например, в прошлом году я пошёл на Рождество в храм, было много людей, и как раз было время для благовествования. Мы простояли до четырёх часов утра, но не было произнесено ни одного слова, кроме обрядного служения. Скажите, это нормально?

Прошу прощения, если я чем-то Вас огорчил, но, поверьте, я говорю это потому, что люблю Вас и призываю меньше касаться других, а больше говорить о деяниях святых людей, движимых Духом Святым.

Ответ: Каждый разумный человек должен иметь обоснованное мировоззрение, а не быть равнодушным к вопросу об истине. Поэтому дискуссии о вере всегда имели место и должны быть. В науке, например, если не будет взаимной критики представителей разных взглядов, то наступит полный застой. Она просто прекратится. Кстати, и западные богословы также критикуют православие.

Я анализирую католицизм и протестантизм, но никогда не говорю, что католики или протестанты плохие  люди.  И разбираю не мелочи, которых и в православии хватает, а касаюсь только самых важных положений вероучения.

Мы должны с благожелательством относиться ко всем: к католикам, православным, протестантам, к мусульманам, иудеям, буддистам, атеистам и т.д. Но это совсем не означает, что все они должны быть единодушны в вере.

|