A
A
A

— Вы часто осуждаете католиков и протестантов, цитируя их высказывания, которые, на Ваш взгляд, являются ложными. Но, во-первых, они говорили не только это, но и много правильного. Во-вторых, там есть очень много людей, которые не согласны с некоторыми высказываниями. В-третьих, и среди православных есть многие, на которых можно показывать пальцем. В-четвёртых, то, что Вы цитируете, не всегда нужно понимать однозначно.

Вопрос в том, что христиане, неважно, к какой конфессии они принадлежат, себя хвалят, а других хают. Почти во всех конфессиях я нахожу и правильное, и неправильное, и везде есть люди, которых я люблю. Когда кто-то из них говорит о другом только плохое, душа моя испытывает скорбь. Почему мы, вместо того чтобы искать единомыслие, ищем причины для разъединения?

Я называю себя христианином и никем больше, потому что я верю во Христа. Я регулярно читаю Новый Завет, стараюсь понять Апостольские послания. Если кто-то в этом мне помогает, я благодарен этому человеку, я считаю, что это Бог помогает мне через него, и неважно, к какой конфессии он принадлежит.

Книги, которые Вы рекомендуете читать, помогают лучше понять православие, но, к сожалению, в храмах священник иногда такое несёт, что Вы точно не стали бы слушать. Например, в прошлом году я пошёл на Рождество в храм, было много людей, и как раз было время для благовествования. Мы простояли до четырёх часов утра, но не было произнесено ни одного слова, кроме обрядного служения. Скажите, это нормально?

Прошу прощения, если я чем-то Вас огорчил, но, поверьте, я говорю это потому, что люблю Вас и призываю меньше касаться других, а больше говорить о деяниях святых людей, движимых Духом Святым.

Ответ: Каждый разумный человек должен иметь обоснованное мировоззрение, а не быть равнодушным к вопросу об истине. Поэтому дискуссии о вере всегда имели место и должны быть. В науке, например, если не будет взаимной критики представителей разных взглядов, то наступит полный застой. Она просто прекратится. Кстати, и западные богословы также критикуют православие.

Я анализирую католицизм и протестантизм, но никогда не говорю, что католики или протестанты плохие  люди.  И разбираю не мелочи, которых и в православии хватает, а касаюсь только самых важных положений вероучения.

Мы должны с благожелательством относиться ко всем: к католикам, православным, протестантам, к мусульманам, иудеям, буддистам, атеистам и т.д. Но это совсем не означает, что все они должны быть единодушны в вере.

— Мы с мужем православные, но, так как мать мужа католичка, уважая её, мы часто ходим в католическую церковь. Наша дочь, будучи православной, учится в школе при католическом монастыре, в Ливане с этим проблем нет. Скажите, не является ли грехом то, что мы, православные, ходим в католическую церковь? Не нарушаем ли мы православных законов? Дома мы придерживаемся наших праздников, ходим в православную церковь, причащаемся.

Ответ: Поскольку есть православный храм, то следовало бы воздержаться от посещения костела. У католиков много ложных святых, которые уводят от истинного пути спасения. Вот только что появились еще в лице двух пап.

Всё недолжное есть грех. Посещая костел не туристами, а для молитвы, мы самим делом признаем тот ложный образ Бога и ту глубоко искаженную духовную жизнь, которым посвящен этот храм. А свекровь ходит в православный храм? Если нет, то тем проще вам будет объясниться с ней.

— Для нас, киевлян, важно получить знания о протестантизме. Очень ждём Ваших слов об этом.

Ответ: Протестантизм, провозгласив основным критерием веры только Писание (sola Scriptura) и таким образом отвергнув святоотеческое предание как источник истинного понимания Евангельского учения, вверг себя в хаос беспредельного субъективизма в изъяснении как Писания, так и любой христианской истины веры и жизни.

Лютер отчётливо выразил этот догмат протестантизма: «Я не возношусь и не считаю себя лучше докторов и соборов, но я ставлю моего Христа выше всякой догмы и собора». Лютер и все его последователи не увидели, что Библия, предоставленная произвольному объяснению любого отдельного верующего или отдельной общины, полностью утрачивает свою идентичность.

И действительно, протестантизм с самого своего возникновения и до настоящего времени не только непрерывно распадается на десятки и сотни различных ветвей, каждая из которых ставит своего Христа «выше всякой догмы и собора», но и закономерно доходит до полного отрицания основополагающих истин христианства.
...

Подробнее...

— Возможно ли посещение храма, принадлежащего раскольническим течениям, для молитвы, Исповеди и Причастия, ведь Бог один, и внешне совершается все так же, как и в каноническом православном храме?

Ответ: Нет, нельзя. Во-первых, потому, что расколом человек отпадает от Церкви. А если он в сане, то и все, совершаемые им богослужения и таинства безблагодатны, поскольку таинства - это функция только Церкви,  и вне ее они являются формой без содержания. Во-вторых, глубоко ложна идея, усиленно внедряемая сейчас в религиозное сознание людей, что во всех религиях поклоняются одному и тому же Богу. В действительности же, в каждой религии поклоняются своему представлению, или образу Бога. Но этот образ может быть святым, совершенным, каким он явился во Христе, открывая человеку путь к бесконечному богоподобному достоинству. А может искажаться до дьявольского подобия, как это видим во многих языческих религиях, и, таким образом, извращать всю духовную и нравственную жизнь человека, о чем писал апостол Павел: «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу (1Кор.10:20); они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца… Потому предал их...

Подробнее...

— Христос говорит: «Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его». Я объяснял своим друзьям, родным, что вне церкви нет спасения. Но в одной из своих бесед вы сказали, что человек, живущий по совести в миру и не ходящий в церковь, спасается. И все представители других религий – тоже, хотя путь их будет длиннее, чем у православных.  После этого моя жена сказала,  что больше не будет ходить в церковь, брат, который был склонен к буддизму, но начал делать первые шаги к православию, тоже сказал, что незачем ему в церковь ходить, друг - мусульманин сказал, что магометанство – путь хоть и долгий, но не такой тяжелый, как православие, а троюродный брат, иудей, после этой лекции перестал меня слушать вообще. В связи с этим у меня вопрос: надо ли мне далее пытаться им объяснять, что спасение возможно только в Православной церкви, при участии в таинствах церкви? Или пускай они спасаются в своих убеждениях, согласно Вашим  утверждениям?

Ответ: Не я, а апостол Петр говорит: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему» (Деян. 10; 34-35). Апостол Павел пишет: Христос «Спаситель всех человеков, а наипаче [особенно, тем более] верных» (1 Тим. 4,10). Подобных высказываний и Священного Писания, и святых отцов можно привести много. Но, прежде всего, необходимо помнить, что никто, даже праведники Ветхого Завета не могли получить спасения до Христа. Оно стало возможным только благодаря Жертве Христовой. А что самое главное требуется от самого человека для спасения? Ответом на этот вопрос являются неоднократные и удивительные для нашего сознания слова Христа о спасении прямых грешников: мытаря, блудницы, бандита, распятого рядом с Ним. Все они спаслись, но не потому, что знали христианское догматическое учение, приняли Крещение и почтили Праведника Иисуса как Сына Божия. Нет. Они...

Подробнее...

— Какие были расколы в христианстве, и какова основная их причина?

Ответ: Основной раскол произошел в одиннадцатом столетии, когда Рим отпал от Православия. Затем в католической церкви произошел очень серьезный раскол в шестнадцатом веке, в связи с протестантской реформацией. Наконец, в России в 17 веке – т.н. старообрядческий раскол. Это наиболее крупные расколы в христианском мире. Какова главная причина этих расколов? Как всегда и везде – страсти человеческие, духовный упадок жизни христиан. Если говорить о католицизме, то здесь с наибольшей яркостью проявилось стремление Рима, прежде всего, его епископа – папы, к господству над всеми епископами, над всеми церквами. Этот раскол привел к тому, что в католицизме произошло принципиальное искажение основ духовной жизни. Тысячелетний опыт святых подвижников Востока и Запада был предан забвению. В результате, всё то, что этим опытом решительно запрещалось и называлось прелестью и заблуждением, в католицизме было объявлено святостью и духовным совершенством. Произошло катастрофическое...

Подробнее...

— Как в наше время можно оценивать экуменизм?

Ответ: Начался экуменизм, кажется, с  положительной идеи – воссоздать единство всех христиан в единой Церкви. Эта заманчивая идея декларировалась идеологами и вождями первых шагов экуменизма – протестантскими активистами, принадлежавшими, кстати, к высоким степеням масонства, как об этом сообщают «Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия Автокефалии Русской Православной Церкви 8-18 июля 1948 года». Т.II. Москва. 1949. Когда в 1961 году  наша Церковь вступала во Всемирный Совет церквей (ВСЦ) – это высший орган экуменического движения, то было особо оговорено, что члены-церкви ВСЦ обязуются не вводить в свои вероучительные и этические системы ничего, что могло бы стать новым препятствием к единению. Однако уже вскоре протестанты показали, что они не считаются даже с самыми основными вероучительными истинами христианства: о Боге Троице, о Божестве Христа, о Его Воскресении и др., отрицая или...

Подробнее...

— Мой муж еврей, он задает такой  вопрос. Евреи молятся Господу – Его Отцу. Они все время молятся и молятся, возникает вопрос: что, Господь накажет, что они не признали Иисуса Христа? Они же постоянно молятся Его Отцу. И вопрос от меня лично: когда идешь исповедоваться, некоторые батюшки не читают разрешительную, а это они обязаны делать. Мама мне сказала, что грехи не отпустили, потому что разрешительную не прочитали, правда это или нет?

Ответ: Иисус Христос Сам сказал: всякий грех, даже хула на Сына человеческого, то есть непризнание Его за Христа, простятся человеку, не простится только хула на Духа Святого. Как это понимать? Вот пример хулы на Духа Святого. Помните, когда Христос воскресил Лазаря четверодневного, то иудейский синедрион постановил убить и Христа, и Лазаря как свидетеля. То есть убить тогда, когда стало совершенно очевидно, что Христос есть истинный Мессия и Бог. Вот - противление Духу Святому. Если же человек (не только иудеи), который по незнанию, по недомыслию, по воспитанию, не считает Иисуса Христа за Господа и Спасителя, то этот грех, как не содержащий в себе сознательного противления истине, может проститься. Поэтому, если вы православная христианка, и батюшка не читает Вам разрешительную молитву только потому, что Ваш муж иудей, то он ошибается. Ведь муж не заставляет Вас переходить в иудаизм (что, кстати, положительно характеризует вашего...

Подробнее...

— Я знаю ваше мнение и  для себя уяснил, какие  складываются отношения у Православия с католичеством, но сейчас достаточно авторитетные лица по  центральным каналам говорят о том, что мы должны сплотиться, наладить отношения. Как нам, простым христианам, относиться к этому?

Ответ: Не смешивайте две совсем разные стороны отношений. С одной стороны, мы должны иметь нормальные человеческие отношения со всеми на свете людьми, с которыми приходится общаться, а не только с католиками или протестантами. И с ними можем решать проблемы нашей земной жизни. Ибо все мы, независимо от мировоззрения, - носители образа Божьего. Об этом, кстати, идет речь на религиозных саммитах, а не о религиозных истинах. И совсем другое, если будем говорить об изменении веры, о причащении, например, с католиками, протестантами и т.п. Об этом, конечно, не может быть и речи. Но пока никто ничего подобного у нас не предлагал. То есть, сотрудничество со всеми людьми в области мирской жизни - явление нормальное. Искание же компромиссов в религиозной сфере недопустимо. И эти два совершенно разных плана общения нельзя смешивать.

— Поговорив баптистом, я почувствовала себя убогой и глупой. Я увидела в них покой, радость и уверенность в спасении, я же мучаюсь, что погибну, и что я недостойна спасения. Отчего так?

Ответ: Одинаково неверны и губительны как самоуверенность в своём спасении только лишь из-за того, что я верующий, так и уныние и отчаяние оттого, что я грешный. Православие говорит, что спасение доступно каждому, кто старается жить по-христиански, видит и сознаёт себя грешным и кается. Помните, первым в рай вошёл раскаявшийся разбойник. Поэтому мы, православные, надеемся на спасение, а не утверждаем, что спасёмся. А тем, кто самонадеянно верит в своё спасение только потому, что он верующий, Господь отвечает: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22-23). Поэтому не беспокойтесь и радуйтесь. Ибо, если спасся разбойник, покаявшийся и смирившийся, то и нас Господь спасёт, если и мы будем смиряться и...

Подробнее...

|