A
A
A

— В служении современного священника множество направлений – Литургия и келейное правило, учеба в семинарии и самообразование, епархиальные послушания и пастырские беседы, поиск жертвователей и ремонт храма. При этом никто не освобождает батюшку от воспитания собственных детей и заботы о семье. Как молодому пастырю не потеряться, как правильно расставить приоритеты, что поставить во главу своего служения, чтобы оно действительно было плодотворным, а не пустым?

Ответ: - Господь об этом сказал: «Сие (то есть все эти дела: епархиальные, приходские, семейные) – нужно делать». А дальше? – «И того не оставлять». И того - главного, то есть молитвы и жизни по заповедям Господним. Ищите прежде всего Царства Небесного…А то мы все, к сожалению, как в землю вгрыземся – так уже и неба не видим. Нет религии без молитвы. И если батюшка не будет учиться молиться, и не будет учить молитве свою семью и других людей, то его священническое служение просто обессмысливается и никогда он настоящим священником не станет, а превратится …в «жреца». Жрец – это тот, кто исполняет лишь внешние функции: совершает богослужения, управляет верующими, приносит жертвы, возносит гласные молитвы и так далее. Но чтобы быть священником, который бы научал людей приобщаться Духу Божьему, нужно постоянно работать над собой: назидаться молитвой и словами святых отцов. Что это значит? Необходимо, как можно чаще, находить минуты...

Подробнее...

— Моей дочери 16 лет. Сегодня, то есть во время Крестопоклонной седмицы, она увидела, как в местном развлекательном заведении батюшка пил абсент, вёл себя крайне неподобающе. Конечно, не нам с дочерью его судить, но я не об этом. Как мне правильно поговорить с дочерью, чтобы она не впала в грех осуждения, отчаяния, не отвернулась от Церкви?

На вопрос, что моя дочь там делала, я могу ответить так. Она хотела там работать, но я была против. Там работает ее подруга, наша соседка, и моя девочка пришла к ней. Она увидела отца Алексия, подошла к нему, и у них состоялся крайне неприличный разговор. С отцом Алексием я, конечно, поговорю, но я не знаю, как правильно поговорить с дочерью. Я боюсь сказать что-то неправильно, боюсь, что у неё возникнут сомнения.

Ответ: Дочери нужно объяснить, что,

    во-первых, священник – это такой же человек, как и все, у него такие же страсти, как у всех нас, хотя ему и поручено святое дело. К сожалению, не все, кто берется за него, соответствуют своему назначению;

    во-вторых, поскольку своим разговором с ней он показал уровень своей нравственности, то дочь не должна больше у него исповедоваться и вообще с ним разговаривать;

    в-третьих, мы верим во Христа и Его Евангелие, а не в священников, не в монахов, не в епископов. И поэтому не будем смущаться их поведением. Они такие же смертные люди, как и мы.

— Нужно ли беспрекословно подчиняться настоятелю храма, служащему священнику, уставщику, регенту, псаломщику?

Ответ: Одно дело – административное послушание на любой работе: в церкви, в армии, на заводе и т.д., и совсем другое – послушание духовному отцу. Первое всегда остается необходимым, иначе вся наша жизнь развалится. Второе было в монашестве – духоносному наставнику (если он примет). У мирян такое послушание вообще невозможно. Но поскольку сейчас таких святых отцов нет, то мирянам с избранным духовником отношения должны строиться только “по совету”. Подробнее смотрите у свт. Игнатия Брянчанинова.

— Зачем для общения с Богом нужен посредник в лице священника, тем более что некоторые из них ведут себя не всегда примерно?

Ответ: Посредник - это лицо, без участия которого невозможно общение. Но с Богом каждый человек имеет полную возможность лично общаться в молитве и покаянии. Более того,  Православие учит, что Бог не может спасти человека без воли самого человека, а не какого-то посредника. Поэтому священник, по православному  учению, не является посредником, его назначение совсем другое. Это католицизм учит о священстве как посредничестве между Богом и человеком, но это неверно, как неверно у него и многое другое. В Православии священник – это, во-первых, предстоятель (т.е. стоящий первым) верующих перед Богом, но никак не тот, через которого верующий получает доступ к Богу. Священник, во-вторых, должен быть помощником верующим в их духовной жизни. Но если он живет недостойно, то теряет благодать священства и получить духовную помощь от него уже трудно. В-третьих, даже будучи недостойным, он, пока не запрещен в священнослужении, сохраняет право совершать богослужения и...

Подробнее...

— В Евангелии от Матфея есть такие строки: «Не называйте никого отцом своим, ибо есть только один Отец, на Небесах». А православные священники называют себя отцами, батюшками. Не даем ли мы этим повод протестантам и другим укорять православную веру?

Ответ: Да, единственный, Кто может духовно родить человека для вечной жизни, есть только один Отец, Который на Небесах. Об этом рождении для вечности и говорит Господь, когда запрещает кого-либо иного называть отцом. Ибо никто другой не может этого сделать. Но поскольку и плотское рождение, и рождение от воды и Духа в жизнь вечную совершается в таинстве Крещения священником, то и они по образу Отца Небесного называются отцами. Потому и в Евангелии слово «отец» неоднократно употребляется по отношению к людям, и это делает даже Сам Христос. Но в Священном Писании находим и более серьезные вещи. Вопреки первой заповеди Моисея о том, что Бог один и да не будет других богов, кроме Него, вдруг читаем: Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы (Пс.81:6). И это подтверждает Спаситель: Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги (Ин.10:34). Не дает ли этим Священное Писание повод протестантам и другим укорять православную веру? Не случайно...

Подробнее...

— Сейчас в средствах массовой информации часто встречаются материалы дискуссий между очень известными и уважаемыми священнослужителями,  выражающими различные точки зрения по одному и тому же вопросу. Как их воспринимать?

Ответ: Не удивляйтесь этому. Апостол Павел пишет, что разногласия в нашем грешном мире неизбежны. Ибо все мы, и священнослужители в том числе, - люди, а не боги. Но плохо, когда при этом нарушаем прямое указание Христа о том, что возникающие разногласия между христианами должны разбираться внутри Церкви, а не перед лицом постороннего мира (Мф. 18: 15-17). Апостол Павел упрекает коринфских христиан, что у них брат с братом судится, и притом перед неверными (1 Кор. 6:6). Сейчас эту заповедь, к сожалению, всё чаще игнорируют, публично обвиняют и оскорбляют друг друга – на соблазн верующим, и на радость всем врагам Церкви, которые убеждаются, какая у нас на самом деле христианская «любовь» между собой. Этим прямо подрывается проповедь Евангелия Христова, миссионерская деятельность Церкви. И всё это происходит от самомнения и гордыни. Апостол Петр называл таковых ругателями: Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям...

Подробнее...

— Священник, уважаемый игумен, говорит, что Игнатий Брянчанинов — спорный Святой Отец, и не стоит читать его произведения. Это к вопросу о латинской ереси, о том, что её якобы не существует, и Святые Отцы, которые её обличали, не правы, в том числе отец Игнатий. Как относиться к подобным священникам? К кому сегодня можно обращаться, кому можно доверять?

Ответ: Священник, который дерзает ставить своё мнение выше мнения святых, не пастырь, кем бы он ни был.

Как оценивали святителя Игнатия и его аскетическое наследие наши святые и подвижники XIX-XX веков? Ученик преподобного Льва Оптинского преподобный Макарий сравнивает его с великим подвижником Древней Церкви Арсением Великим. «Был Великий Арсений, и у нас в России был бы свой Великий Арсений, если бы он пошёл другой дорогой. Это — Игнатий (Брянчанинов). Это был великий ум». Смысл этих слов таков. Святитель Игнатий, вопреки своему самому ревностному желанию, промыслом Божиим был снят с пути уединения, затвора, созерцательной жизни и поставлен на другую дорогу — руководства столичным монастырём, а затем и епархией со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так Россия вместо молчальника Великого Арсения получила великого наставника духовной жизни всех последующих поколений.

Сам преподобный Лев Оптинский своё отношение к святителю Игнатию, своему бывшему послушнику и...

Подробнее...

— В нашем казачьем округе предстоят выборы окружного атамана. Казаки выдвинули кандидатуру священника, который состоит в хуторе и прошёл путь от рядового казака до есаула. Есть ли канонические препятствия к этому?

Ответ: Есть больше, чем каноническое препятствие, это слова апостола Иакова: «Муж двоедушен неустроен во всех путех своих» (Иак. 1: 8).

— Как относиться к о. Владимиру Головину?

Ответ: Святые говорят: "Нет добродетели без рассуждения". Рассуждения Головина о физиологии Христа - кощунство, которое несовместимо со священством!
Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия Старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований". Поэтому: "Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу… Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог".

|