Первое, что вспоминается: глупость не понимает своей глупости, а разум видит своё неразумие и понимает, что его познания всегда ограничены, несовершенны и в этом смысле — неистинны. Как писал Гейзенберг, с помощью рационального мышления нельзя прийти к абсолютной истине. Таковы реальные возможности нашего ratio. Но, понимая, что мы с помощью разума никогда не сможем познать истину в полноте, нельзя сделать вывод, что мы не можем её постигать вообще.
Христианство поэтому и призывает человека к осознанию ограниченности своего ума, к смирению и к вере Христу, Который указывает другой путь познания истины — путь правильной духовной жизни, открывающий человеку истину не на пути логики, но непосредственным её видением.
Святой Исаак Сирин кратко выразил эту мысль так: «Душа видит истину Божию по силе жития», — а не по степени вспотения своего рассудка. Рассудочное знание является только необходимым вектором, указывающим верное направление жизни.
Поэтому человеку не только задано верное направление, но и даётся познание истины, хотя всегда и относительной. При этом основные истины веры и жизни, содержащиеся в Евангелии, человек в какой-то степени познаёт и умом, но сущность христианства познаётся только жизнью по евангельским заповедям. Христос прямо сказал: «Блаженны нищие духом (достигшие смирения), ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3).
Два варианта ответа на Ваш вопрос: или эта трагедия является случайностью, или она произошла в силу действия каких-то законов духовной жизни человека и общества. Первый вариант не только ничего не объясняет, но и в принципе ставит человека перед лицом полной неопределённости жизни и, следовательно, ожидания в любой момент, чего угодно.
О втором варианте христианство говорит, что вся внешняя жизнь людей обусловлена их внутренней жизнью в силу реально существующих духовных законов. И, поскольку все люди представляют собой не мешок гороха, а единый целостный организм, то духовное и нравственное состояние каждого человека влияет на всех других.
Особенно тесную связь между собой имеют родители и дети. Ребёнок — это живая часть родителей. И он, как лакмусовая бумажка, отражает их духовное состояние и испытывает на себе все его последствия. Это видно на ярком примере детей пьяниц, наркоманов, разного рода преступников.
Страшный случай, о котором пишете, является ещё одним примером последствий нарушения законов духовной жизни, прежде всего, ближайшими родными ребёнка (родителями, дедами, воспитателями) и, естественно, данным обществом в целом.
Не Бог казнит и награждает, разрешает и запрещает, но всё происходит по Его незыблемым духовным законам, исполнение или нарушение которых влечёт за собой соответствующие последствия в нашей жизни. Невозможно не произойти несчастью в зоне повышенной ядерной радиации, если не будут соблюдаться все условия предосторожности.
Так и по законам духовной жизни, где повышенный уровень духовной и нравственной деградации общества, там закономерно будут происходить любого рода несчастья и с взрослыми, и с детьми, и с обществом, и с целыми народами. А потом и со всем человечеством, как об этом предупредил Христос: «Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13: 4, 5).
К вере истинной, а не формальной приходят те, которые увидят, прежде всего, бессмысленность той пустоты, суеты, дел и безделья, в которых они постоянно живут. Такое ви́дение приводит человека к вопросу о смысле жизни, рождает мысль о Боге, о вечности. Особенно часто это происходит в связи со смертью детей, родных и близких. Но наиболее твердо и глубоко становится верующим тот человек, в душе которого пробудится чувство раскаяния в своих неправдах, бессовестных поступках, преступлениях и проч. Такое раскаяние, исходящее из глубины сердца, уже приводит его к Христу по-существу, изменяет его жизнь, делает истинным членом Церкви.
Доказать существование чего- или кого-либо, значит дать возможность убедиться в этом. Есть два способа убедиться: или поверить свидетельствам очевидцев, или проверить самому предлагаемое ими средство.
Христианство предлагает человеку оба эти метода. У него бесчисленное количество свидетелей и очевидцев бытия Бога, в здравости ума и кристальной честности которых нет сомнений – это те, которых оно называет святыми, преподобными, поскольку они достигали высочайшей духовной и нравственной чистоты в своем уподоблении всесвятому Богу. Миллионы из них были поставлены перед выбором: отречься от Христа, чтобы сохранить свою жизнь, или умереть в страшных страданиях. Они избрали смерть, но не отреклись. Церковь называет их святыми мучениками. Так вот, эти миллионы святых и преподобных утверждали не просто: «Я уверен, что Бог есть», но: «Я знаю, что Он есть, ибо Он открылся моей душе с непобедимой силой».
Но есть ли возможность проверить этот опыт богопознания? Да. Способ проверки в руках каждого человека. Этот способ: подобное познается подобным. Бог есть святость, и тот, кто действительно хочет убедиться в Его бытии, должен приложить все усилия к тому, чтобы очистить свою душу от всякой нравственной и духовной грязи в делах, словах и мыслях. В Евангелии этот способ выражен кратко: Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Каждый, кто становился на этот путь очищения от страстей, удостоверялся не только в бытии Бога, но и в том, что Он есть любовь.
А какие доказательства веры в Его небытие?! Спросите верующего в небытие Бога: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога нет?». В ответ молчание. Но ответ есть: необходимо самому проверить религиозный путь жизни! То есть, чтобы ответить на важнейший для каждого человека вопрос: есть Бог или нет Его, то и религия, и атеизм в парадоксальном единстве призывают человека к одному и тому же - религиозному пути жизни!
Что человек постоянно наказывает себя пьянством, объедением, ссорами, драками, нечестностью и т. д., и т.п. – это очевидный факт, и думаю, никто в этом не сомневается, поэтому обвинять Бога здесь просто стыдно. А по какой причине мы рождаемся больными или заболеваем без видимых причин, спросите врачей, и они назовут тысячи причин: наследственность, экология, химические добавки и препараты, повышенная радиоактивность, нервные стрессы… Все эти причины опять-таки порождены человеческой деятельностью. Человек есть часть своего рода и племени, соответствующей социальной и природной среды, и он несет на себе последствия ненормальной духовной, нравственной и биологической жизни своих отцов и праотцев, бесконтрольного научно-технического развития. Почему же не у всех детей последствия бывают одинаковы? И на этот вопрос ответят генетики, биологи, врачи, почему так происходит.
По христианскому учению нет случайностей. Всё в жизни человека происходит закономерно. И начальной точкой, из которой развивается вся цепь жизненных событий, является свобода человека, избрание им в каждый момент времени добра или зла, совести или ее попрания. Бог создал человека со свободной волей, способным нарушать эти законы, не стоит. Без свободы нет человека. И жизнь каждого отдельного человека и всех поколений, оставляет после себя как добрые, так и горькие плоды своей духовно-нравственной, научно-технической и культурной деятельности, которые и обнаруживаются в последующих поколениях. Вот здесь-то мы все друг друга и наказываем, и награждаем. Разные есть роды.