Вопросы и ответы

Выбор категории

Усопшие

Вопрос:
Как готовить к отходу из этой жизни невоцерковленных родителей? Они крещеные, но не носят креста, не ходили в храм, не молились. Не будет ли святотатством посмертное их отпевание, ведь хочется облегчить их загробную участь? 
Ответ:

Не зная Ваших родителей, трудно ответить на то, как их готовить, поскольку каждый человек индивидуален. Одному можно говорить о приближающейся кончине, другой этого не вынесет. Один примет слова о Боге, об исповеди, о необходимости покаяния, а другой это отвергнет. В данном случае говорить можете только Вы, поскольку знаете их психологию и состояние.

В отношении отпевания. Оно есть не что иное, как  молитва об усопшем. И если они крещены, то здесь вопроса вообще нет. Но мы должны о всех молиться, особенно же о своих близких и родных. Только учтите, пожалуйста - нельзя сводить нашу заботу об усопших лишь к отпеванию, панихидам, запискам. Надо обязательно самим молиться, ибо мало надежды, что другие действительно о них помолятся, а не просто одним языком зачитают их имена. А в таком случае, какая же будет им помощь?

И еще одно. Нужно помнить слова Спасителя, который сказал: «Сей род изгоняется только молитвою и постом». О каком роде Он сказал? О бесах страстей, которые живут в душе каждого человека, и которых, оказывается, можно изгнать не просто одной молитвой, но и постом, то есть подвигом воздержания в пище, развлечениях, в языке и т.д. - ради своего близкого человека.
Вопрос:
Мне не даёт покоя такой вопрос. Понятно, что родственники самоубийц должны мучиться всю оставшуюся жизнь. Им нельзя молиться за них, ставить свечи, ходить в церковь и просить Бога об их прощении. Эти люди удаляются от Церкви, и мне их жаль. Скажите, есть ли какая-либо надежда, утешение для этих родственников? Или им так и жить с этим тяжёлым знанием, что их родственник из-за самоубийства попадёт в ад, и никакой помощи нет и быть не может?
Ответ:

Бог видит, что Ваш родственник совершил это по неразумию, душевной слабости и полному непониманию христианства. Он, как слабая ветка, обломится под тяжестью своего переживания. Но Бог любит каждого человека неизмеримо больше, чем мы любим друг друга, даже чем мать любит своего ребёнка. Поэтому можно быть уверенным, что Бог оценит этот поступок совсем не по нашим земным меркам. Вам необходимо и умом, и сердцем понять, что, хотя Ваш родственник ушёл из жизни столь трагично, но не навсегда, и отчаиваться грешно. Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных… несть бо лицеприятия у Бога» (Рим. 2: 11). (Прочтите книгу «Посмертная жизнь души» на сайте alexey-osipov.ru).

Молиться Вам за него можно и нужно. Молитесь и о своих грехах, ибо только чистотой нашей христианской жизни мы действительно можем помочь своему усопшему, принести освобождение и радость его душе. Поэтому будем обращаться к нашему Спасителю, Который пострадал за праведных и неправедных!

Вопрос:
В какое время души покойных людей проходят мытарства, можно ли  помочь оставшимся на одном из мытарств?
Ответ:

Только здесь мы живем во времени,  после кончины человек переходит в иное бытие, которое именуется вечностью. Но вечность – это не время. И мы говорим о трех, девяти, сорока днях состояния души применительно к земному времени, но не к вечности. Там всё не так!

Церковь, говоря о днях, призывает нас хотя бы в течение этого времени взяться за себя, хотя сорок дней побыть христианами, то есть провести их по-христиански ради усопшего: примириться с обиженными, помочь нуждающимся, чаще ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Ибо нужно понимать, что все мы, живые и усопшие, составляем одно тело, и наше духовное состояние будет иметь очень большое значение для душ наших усопших.

Мы можем помочь им, и это одна из радостных истин христианской веры.
Вопрос:
У меня недавно умер муж, я постоянно хожу в церковь,  причащаюсь, пощусь, молюсь за него, но не знаю, помогают ли ему мои молитвы. Почему тот мир для нас так закрыт, что мы не можем получить ответ, что усопшие чувствуют, что мы за них молимся и что наши усердия не напрасны? Как нужно за них молиться?
Ответ:

Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то зачем было Церкви с самого начала своего существования молиться за усопших? А она постоянно поминает их и призывает к молитве всех верующих, научая и как правильно это делать. Особенно важна молитвенная помощь в первые 40 дней по кончине человека, что, конечно, совсем не означает ненужности, или бесполезности молитв в последующее время. Но какой она должна быть?

Отвечая на этот вопрос, необходимо сказать о двух совершенно разных пониманиях молитвы, совершаемой как индивидуально, так и на богослужениях. Одно – это действительно  молитва – искренняя, сердечная, покаянная. Другое – псевдомолитва –произнесение лишь слов молитвы, но без ее самой.

К великому сожалению, второе понимание, как правило, преобладает в нашей жизни. Происходит это по незнанию, по лености, по самооправданию. Молитвой часто называют вычитывание или пение слов молитв, или правила, внешнее совершение богослужения и просто присутствие на нем – но без самой молитвы, то есть без обращения к Богу с вниманием, благоговением и сокрушением сердца, в результате чего сами богослужения и молитвенные правила остаются для человека пустыми, бездейственными словами. Тем самым мы обманываем себя.

Все знают, как можно, не молясь, постоять в храме, послушать хор, помечтать, нагрешить в мыслях и с этим полным коробом греха и пустоты сердечной возвратиться домой. Господь обличил такое отношение к молитве: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15,8).

Так вот, когда умирает человек, то очень часто его родные ограничиваются лишь внешней стороной поминовения: заказывают панихиды, сорокоусты, подают заупокойные записки, ставят свечи, дают деньги в монастыри, в храмы и т. д. Но необходимо знать, что если я сам при этом палец о палец не ударю, чтобы помолиться о своем усопшем, и не буду воздерживаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и проч., понуждать себя к исповеди и причащению, к чтению слова Божия и святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным, то проку от всех этих заказов не будет. Мы хотим без труда (над собой) вынуть рыбку из пруда, без малейшего подвига борьбы со своим ветхим человеком надеемся починить ветхость усопшего. И это, увы, называем поминовением, молитвой за него! Надеемся, что где-то кто-то вместо меня помолится за усопшего. Но помолятся ли там или только имена назовут?

Одна внешняя форма поминовения, в том числе и богослужебная, без понуждения себя человеком к действительной молитве (а не пустозвонству), к жизни по заповедям, является самообманом, оставляя усопшего без всякой помощи. Священное Писание прямо говорит об этом: «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50; 18,19).

То есть только от сердца сокрушенного и смиренного принимает Бог жертвы, дары и поминовения. В противном случае Он не благоволит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23,23). Видите, с какой угрозой предупреждает Господь: «Горе вам, лицемеры», если ограничиваетесь «десятиной», то есть одними внешними делами, а очищение своей души, оставляете.

Протестанты, кстати, отвергли молитвы за усопших. Православная же Церковь учит, что состояние души, оказавшейся после смерти в узах демонов-страстей, можно изменить. Ведь, за кого Церковь призывает молиться? За грешных, а не за святых. Как молиться? На это Господь прямо ответил ученикам, не изгнавшим беса из человека: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17; 21). Этим Он открыл великую истину: освобождение человека от рабства демонам и страстям, требует не только молитвы, но и поста, под которым подразумевается посильная борьба с ненасытными греховными похотями души и тела, понуждение себя хотя бы к минимальному подвигу.

Поэтому, если кто действительно хочет помочь своему усопшему – тому, кого он искренне любит, то средство есть, и оно в наших руках – отдай, человек, частицу своей души, частицу своей привычной, греховной, духовно-пассивной жизни. Возьми на себя хотя бы маленький подвиг. Поживи в посильном воздержании тела, страстных чувств и мыслей, в понуждении себя к молитве, к чтению слова Божия. Постарайся примириться с врагами своими. Добро сделай ненавидящим тебя – по заповеди Божией. Постарайся не осуждать, не завидовать, не отвечать на зло злом, чаще исповедуйся и причащайся святых Христовых Таин. Очисти хотя немного свою душу, хотя на короткое время возьми себя в руки – ради дорогого тебе человека. Все это будет бесценным даром усопшему. Не нужно искать откровений о судьбе усопшего, а иметь, хотя бы некоторую веру Церкви, предлагающей действенные средства помощи ему.