Вопросы и ответы

Выбор категории

Духовная жизнь

Вопрос:
Чем отличается ревность о Боге от фанатизма? Где здесь грань?
Ответ:
Ревность по Богу – это неуклонное стремление жить по заповедям Христовым, которые содержатся в Евангелии. Апостол Иоанн Богослов указывает при этом на самую главную заповедь: “мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего”.

Фанатизм же – это утрата смирения и любви к людям, без которых все заповеди и добрые дела человека теряют всю свою ценность. Фанатизм характеризуется ненавистью ко всем, кто не согласен с убеждением фанатика. Яркий пример – сожжение еретиков по суду католической инквизиции.  Тот же Апостол Иоанн пишет: “Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?”
Вопрос:
Никак не могу обрести настоящую твердую веру, постоянно терзают сомнения.  Доказательства и трезвые доводы долго на меня не действуют, просто чувствую отчуждение от  религии, но что-то заставляет меня искать Бога, хочу верить, но ничего не чувствую. И в Церковь хожу, и молиться пытаюсь, а в уме мысли крутятся, что все это ерунда. Страшно от такого безверия и внутреннего бунта. Что делать – не знаю.
Ответ:

Каждый человек страдает чем-либо. Вот вас беспокоит неверие, другого беспокоит тщеславие, зависть, третьего  -  желудок и ниже. Следует знать и понимать, что все мы  - духовно больны, только у каждого своя болячка. И у Вас она не столь уж страшна. С этой бедой,  а лучше сказать – с этой  болезнью, нужно бороться теми же средствами, какими борются и с другими страстями.

Во-первых, не надо смущаться этим. Мы же не терзаемся душой, когда заболит, например, голова, а ищем причины этого и средства, как избавиться от  боли. Так и на неверие нужно смотреть, и так делать. Ибо оно – одна из болезней.

Во-вторых, есть полезный совет, который дают опытные в таких вопросах люди, которые научились побеждать страсти. Необходимо отгонять  мысли неверия, обращаясь к Богу с молитвой, лучше всего с краткой:  Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Обращаться хотя бы умом, если сердце не хочет участвовать в этом. С краткой молитвой потому, что в больших мы рассеиваемся, поскольку наш ум слабоват, он не привык к ним, а с краткой молитвой будет много легче и эффективнее.

В-третьих, нужно, конечно, чтение соответствующей апологетической литературы, в которой эти сомнения разбираются. Не зная, правда, какие конкретно вопросы Вас смущают, трудно рекомендовать что-то конкретное. Но на всякий случай назову такие книги: «Смысл жизни» Е. Трубецкого, «Вера глазами физика» Д. Полкинхорна, «Религия и наука» И. Барбура, «Проповедь Православия среди рок-молодежи» Г. Седых, Н. Пыжова, «Иисус Христос – податель воды живой (христианский взгляд на Нью Эйдж)», «Иисус Христос в документах истории». Можете посмотреть и мою книгу «Путь разума в поисках истины». Вся эта литература – ХХ-го века.

Необходимо читать Новый Завет. Полезно познакомиться с «Письмами Валаамского старца» схиигумена Иоанна (+1958) и «О началах жизни» игумена Никона Воробьева (+1963). Купите эти книги, они очень помогут. Главное - не падайте духом.

Вопрос:
«В самое большое сокрушение меня приводит то, что, будучи врожденной эгоисткой со слабым характером, я никогда не могу выполнить заповедь Господа нашего: «Возлюби ближнего, как самого себя». И если дела ближних мне  не интересны, мне никогда не стать настоящей христианкой, хоть я и пытаюсь. Как мне выйти из такого положения»?
Ответ:
Вы открыто сказали то, о чем обычно умалчивается и не говорится. Той нормы совершенного человека, которая дана нам: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть», никто не достигал. Но мы должны делать то, что можем,  смиряться в том, чего не можем, и каяться в том, что нарушаем. И если бы мы действительно искренно хотели этого совершенства и делали, что в наших слабых силах, то увидели бы, как Господь освобождает нас от страстей и дает силы противостоять им. Так что не будем опускать руки и будем помнить, что Царство Божие силой берется.
Вопрос:
Возможно ли сохранить свою душу и мысли чистыми, когда настоящая жизнь наполнена гламуром, безумной иностранной музыкой и развратной модой, как защитить себя от этой грязи?
Ответ:

Этот вопрос может разрешаться каждым человеком по-разному, поскольку у всех разные жизненные обстоятельства, разный духовный потенциал, разное воспитание и т.д. Но в принципе он решаем. Полезно почитать о жизни многих замечательных людей хотя бы 19 века, например, Игнатия Брянчанинова, А.С Хомякова, братьев Киреевских, братьев Аксаковых и многих др., которые находились в условиях, не многим лучше сегодняшних, но сохранивших себя.  Да и сегодня немало незапятнанных людей, хотя таковых и становится всё меньше. Не нужно падать духом, но чаще обращаться с молитвой к Господу и Пресвятой Богородице о помощи, чаще читать того же Брянчанинова, письма игумена Никона, Иоанна Валаамского. Человеку с искренним стремлением к чистоте Бог обязательно поможет.

Но важно помнить и о следующем.

Существует определенная психологическая закономерность, которую можно назвать законом резонанса. Этот закон состоит в том, что ни одно впечатление внешнего мира или внутренних переживаний не исчезает из нашей души, ибо человек - это «компьютер» с бесконечной памятью, в подсознании которого  сохраняется абсолютно всё. И не только сохраняется, но и вызывает соответствующий резонанс в душе, оказывая влияние на его психологическое, поведенческое и нравственное состояние. Так что всё, что мы увидели, услышали, почувствовали, пережили, о чем подумали и т.д., обязательно часто незаметно, а нередко и очевидно оказывает воздействие на нашу душу, наше настроение, наши решения, хотим ли этого или не хотим. И это действие будет тем бόльшим, чем сильнее впечатление, чем более глубоко «погрузились» мы в соответствующую «картину» своими чувствами, желаниями, с большим осознанием и страстью совершали то или иное деяние. Психологи утверждают, что в человеке насчитывается до 10 уровней подсознания, которые находятся на различной глубине и могут по неизвестным нам законам неожиданно всплывать в сознании, вспоминаться, производя на душу иногда соответствующее, иногда крайне отрицательное воздействие.

Вот примеры. Едете по шоссе, открываются прекрасные виды природы, так и хочется остановиться и полюбоваться ими. Но, проезжая дальше, вдруг видите страшную автокатастрофу. Теперь сравните, какие следы останутся в душе после созерцания того и другого. Или, представьте себе, приглашают на какой-то богатый прием. В доме всё сверкает роскошью и изобилием. Но вдруг видите странную картину: гости приходят, и неожиданно под разными предлогами начинают прощаться с хозяином и уходить. Что случилось? Оказалось, где-то в полу щель, из которой тянуло трупным запахом …разлагающейся крысы. Какие тут яства.

Эти впечатления носят внешний характер и не связаны с нашим волевым участием. Гораздо серьезнее то, что совершаем мы сами, в чем участвуют наши воля, сердце, ум, наше нравственное сознание, наши глаза. Думаете, посмотрел и забыл? Ошибаемся. Всё в нас остается, и не просто остается, но и дает о себе знать, да еще как подчас! И очень жаль, что об этом мало кто думает. Впуская в себя пакостные, злые, лукавые мысли и чувства, мы жестоко наказываем сами себя.

Сколько угодно случаев, когда закоренелые преступники от неожиданного пробуждения в них картин прежних злодеяний и страшных мучений совести приходили в состояние тяжелейшей депрессии. Многие в этом состоянии даже кончали самоубийством.

Человеческое подсознание – это и есть то самое «подполье», которое мы можем  заполнить или, простите, «дохлыми крысами», отравляющими своим зловонием нашу душу, или, напротив, благоуханными цветами. А какие состояния может испытывать человек, наполненный всякой гадостью, хорошо знают священники, принимающие исповедь.

Поэтому, насколько можно, необходимо самим внутренне не соучаствовать в том, что против совести, против нравственного чувства. Это имеет огромное значение в выработке иммунитета против всяких гадостей и защитит от них душу.

Но в том проявляется премудрость Божия, что все особенности внешней жизни человека всегда точно соотносятся с духовными способностями его личности, благодаря чему все люди имеют равные возможности самопознания и спасения. Время жизни дается каждому для познания, прежде всего, своего внутреннего человека, живущих в нем и мучающих его страстей и невозможности лишь собственными силами их искоренения. Это является необходимым условием осознания необходимости Спасителя и обращения к Нему. И тогда Он по мере исцеления души человека дает ему то, о чем говорит апостол: Око не видело, ухо не слышало и на сердце человека не всходило, что уготовал Бог любящим Его.
Вопрос:
Есть ли возможность жить, как неверующий и колеблющийся большую часть жизни, а потом истово бить поклоны в храме, причаститься, исповедаться, получить все блаженства и попасть в рай? Разбойник-то ведь спасся.
Ответ:

Это просто самообман. Как дьявол называется лукавым, так и здесь то же самое лукавство: сейчас поживу без совести, а потом стану святым. Кто так лукаво мыслит, тот вовеки веков не покается. Совесть – свойство серьезное, и когда она сознательно сжигается, то воскресить ее в одночасье невозможно. Одно дело, когда человек по незнанию живет не по-христиански, и совсем другое, когда он сознательно попирает законы совести, лукаво надеясь, что когда-нибудь покается.

Почему справа распятый разбойник покаялся, а слева - поносил Христа? В чем дело? Нет сомнения, что правый, хотя и грешил, но страдал об этом, переживал за свои преступления. И Бог, видя его внутреннее состояние покаяния, дал ему возможность, хотя на кресте, для покаяния. А у левого разбойника ничего подобного не было в душе, потому и умер без покаяния. Поэтому заниматься самообманом, обольщаться подобными лукавыми мыслями избави Бог.

 

Вопрос:
Я пятнадцать лет хожу в церковь, и не замечала, чтобы изменения какие-то были. Но последние года два-три я стала свои грехи так чувствовать, что стала за них страдать. У меня что-то переворачивается внутри, жалко людей всех, детей особенно. Работаю я нотариусом, у меня очень много искушений на работе, и мне приходится всех клиентов успокаивать, уговаривать, умолять. И я сама чувствую, что Господь идет мне навстречу, мои пожелания Он исполняет. Если  я чего-то не хочу, ну, допустим, куда-то поехать, то так поворачивается, что я и не еду. Господь всегда помогает, и я очень рада, но не знаю даже, отчего это происходит. Вот и  хотела спросить.
Ответ:

Благодарите Бога за Его помощь, но нельзя допускать мысль, что Он награждает Вас за любовь к людям, особенно к детям – это естественная любовь, природная, но не духовная. Ведь если мы заглянем немножко внутрь себя, то увидим, что в нашей душе настоящий Ноев ковчег, в котором гади, их же несть числа. Верное духовное направление определяется тем, когда человек все больше начинает осознавать не чистоту свою перед Богом, а свою греховность. Мы не лучше других людей. Но это, к сожалению, не просто увидеть. Поэтому никогда нельзя забывать прекрасные слова свт. Феофана Затворника, сказанные обо всех нас: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: несмь, якоже прочии человецы» (= сам дрянь дрянью, а все твердит: я не такой, как прочие люди). Забвение этого может погубить нас.

Страдать же за грехи можно по-разному. Можно страдать по гордости: как это я мог такое сделать! - и приходить от этого в отчаяние – это уже духовная беда. А можно страдать, сознавая свою испорченность и бессилие исправиться без помощи Божией – и каяться, всё больше смиряясь перед Богом и людьми – это верное направление. Помоги Бог!

Вопрос:
Можно ли мирянину руководствоваться в жизни трудами святителя Игнатия Брянчанинова, его аскетическими опытами или другими трудами? Ведь он сам при жизни советовал изучать труды Тихона Задонского и не рекомендовал мирянам читать святых отцов, которые писали для монахов. Понимаю, что Господь в лице свт. Игнатия дал нам бесценное сокровище, но как им правильно воспользоваться?
Ответ:

Есть определенные принципы духовной жизни, соблюдение которых необходимо для каждого человека и тем более для христианина. А есть особенности  духовной жизни, которые обусловлены главным образом степенью ревности человека к этой жизни и ее условиями. Речь идет о тех двух ступенях, о которых сказал Сам Господь в беседе с богатым юношей, указав, что для спасения необходимо исполнение известных заповедей, а для достижения совершенства - отречение от всего (Мф. 19: 17, 21).

Ясно, что мирянину практически невозможно вести тот аскетический образ жизни  с постоянным умным деланием, к которому призывается монашество. Но, тем не менее, принципы духовной жизни и здесь, и там остаются одни и те же. Каков главный критерий правильной духовной жизни? Он один и для монаха, и для мирянина. Его кратко выразил один из отцов Церкви преп. Петр Дамаскин: «Первым признаком начинающегося  здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Отсюда проистекает смирение, из которого только рождается истинная любовь.

Потому свт. Игнатий Брянчанинов  писал: “Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству”. То есть монашество и мирянство – это не разные веры, но особые образы жизни. Мирянам в творениях святых отцов нужно брать не специфически монашеское, а то основное, о чем так четко сказал преп. Петр Дамаскин.

У святых отцов есть труды, адресованные отшельникам, затворникам, подвижникам, о подвигах которых и их состояниях мы даже и помыслить не можем. Читать их мирянам не безопасно, ибо легко впасть в мечтательность и в прелесть. Потому святитель Игнатий советовал читать Иоанна Златоуста, Тихона Задонского, Паисия Величковского, Георгия Затворника, он часто ссылается на Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Серафима Саровского. Конечно же, необходимо читать творения его самого и письма его верных учеников: игумении Арсении (Себряковой), схигумена Иоанна Валаамского, игумена Никона (Воробьева).
Вопрос:
Почему мы столько лет ходим в храм, а наша жизнь не меняется, какой должна быть правильная духовная жизнь, как нужно жить христианину?
Ответ:

Вы задали чрезвычайно важный вопрос, который касается практически всех верующих без исключения. Действительно, можно сто лет ходить в храм, и каким я был – таким остался. Почему это происходит? По очень простой причине, простой и печальной: само понимание Православия мы свели к исполнению чисто внешних церковных предписаний. Ходим в храм, исповедуемся, причащаемся, венчаемся, соблюдаем посты, подаем записки, ставим свечи, читаем молитвы. Такого христианина называют воцерковленным. А при всем этом, оказывается, что он ни разу не помолился. Молится, когда его постигнет какая-то болезнь, скорбь, когда предстоит что-то ответственное - тогда кому только не молится. О самом же главном – о грехах - редко молимся, вяло, формально. Но без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Речь идет не о вычитывании молитв, а о молитве, которая только тогда таковой называется, когда совершается с вниманием, благоговением и покаянием. Так, святитель Игнатий Брянчанинов писал: без внимания любая молитва «не молитва. Она мертва! Она - бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие». 

Духовная жизнь невозможна без решимости христианина жить по всем заповедям Евангелия и без искреннего покаяния в их нарушении. Если же этого нет, когда о заповедях не помним, а выполняем лишь внешние церковные обычаи, обряды и предписания, когда не боремся с завистью, тщеславием, с неприязнью и прочими вещами, которым нет числа, когда, кажется, каемся, но опять спокойно продолжаем жить по-прежнему, то, естественно, никакого духовного изменения в нас произойти не может. Не может быть изменений, если сама исповедь – не покаяние с решимостью не повторять этих грехов, а лишь отчет о проделанных грехах, если Причастие – обычай. А где же борьба со страстями, где любовь к ближнему, в котором, по Отцам, наше спасение? Потому и остаемся без плода.
Вопрос:
Разъясните, пожалуйста, как понять слова: «Смирение есть порождение разума, а разум есть порождение искушений»?
Ответ:
Смирение невозможно приобрести без осознания (разума) своей неспособности не лукавить, не лгать, не осуждать и т.д. Но само это осознание (разум) рождается лишь в борьбе с искушениями.
Вопрос:
В одной из передач на телеканале «Союз» Вы говорили, что православие указывает ясный путь к достижению Царства Божия, которое, по слову Христа, внутрь нас есть. Мне уже 70 лет, но я этого пути, к сожалению, не нашёл. Я постоянно читаю Евангелие, Святых Отцов, участвую в Литургии, постоянно молюсь, но истинной связи с Богом так и не нашёл. Священники, православные сайты и радио говорят в основном только об околоцерковном и внешнем, а не о ясной последовательной методике спасения и особенно достижения внутреннего Царства Божия. Прошу Вас, составьте краткое методическое руководство к достижению внутреннего Царства Божия с описанием того пути, о котором Вы упоминали, не раскрыв его во всех подробностях.
Ответ:
Я многократно говорил об этом в лекциях о духовной жизни, поэтому сейчас отвечу кратко. Суть этого «метода» — в правильной духовной жизни. А внешняя сторона (чтение Евангелия, Святых Отцов, богослужения, пост, утренние и вечерние молитвы, исповедь, причастие и прочее) при верном к ней отношении является только помощью в духовной жизни.

Сама же духовная жизнь заключается, во-первых, в тщательном охранении своей совести от противоречащих заповедям Евангелия греховных мыслей, чувств и желаний, поскольку они являются источником всех наших бед. При каждом нарушении необходимо сразу же каяться перед Богом. А перед священником достаточно исповедоваться только в самом главном, что наиболее упрекает совесть. Во-вторых, духовная жизнь невозможна без правильной молитвы, совершаемой со вниманием, покаянием и благоговением.

Детально рассматриваю эти вопросы на спецкурсе «Основы духовной жизни», размещённом на сайте alexey-osipov.ru. Если Вас интересует углубленное понимание этого метода, настоятельно рекомендую творения святителя Игнатия (Брянчанинова), письма игумена Никона (Воробьёва) и схиигумена Иоанна (Алексеева) Валаамского.