Вопросы и ответы

Выбор категории

Духовная жизнь

Вопрос:
Чем отличается ревность о Боге от фанатизма? Где здесь грань?
Ответ:
Ревность по Богу – это неуклонное стремление жить по заповедям Христовым, которые содержатся в Евангелии. Апостол Иоанн Богослов указывает при этом на самую главную заповедь: “мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего”.

Фанатизм же – это утрата смирения и любви к людям, без которых все заповеди и добрые дела человека теряют всю свою ценность. Фанатизм характеризуется ненавистью ко всем, кто не согласен с убеждением фанатика. Яркий пример – сожжение еретиков по суду католической инквизиции.  Тот же Апостол Иоанн пишет: “Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?”
Вопрос:
Никак не могу обрести настоящую твердую веру, постоянно терзают сомнения.  Доказательства и трезвые доводы долго на меня не действуют, просто чувствую отчуждение от  религии, но что-то заставляет меня искать Бога, хочу верить, но ничего не чувствую. И в Церковь хожу, и молиться пытаюсь, а в уме мысли крутятся, что все это ерунда. Страшно от такого безверия и внутреннего бунта. Что делать – не знаю.
Ответ:

Каждый человек страдает чем-либо. Вот вас беспокоит неверие, другого беспокоит тщеславие, зависть, третьего  -  желудок и ниже. Следует знать и понимать, что все мы  - духовно больны, только у каждого своя болячка. И у Вас она не столь уж страшна. С этой бедой,  а лучше сказать – с этой  болезнью, нужно бороться теми же средствами, какими борются и с другими страстями.

Во-первых, не надо смущаться этим. Мы же не терзаемся душой, когда заболит, например, голова, а ищем причины этого и средства, как избавиться от  боли. Так и на неверие нужно смотреть, и так делать. Ибо оно – одна из болезней.

Во-вторых, есть полезный совет, который дают опытные в таких вопросах люди, которые научились побеждать страсти. Необходимо отгонять  мысли неверия, обращаясь к Богу с молитвой, лучше всего с краткой:  Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Обращаться хотя бы умом, если сердце не хочет участвовать в этом. С краткой молитвой потому, что в больших мы рассеиваемся, поскольку наш ум слабоват, он не привык к ним, а с краткой молитвой будет много легче и эффективнее.

В-третьих, нужно, конечно, чтение соответствующей апологетической литературы, в которой эти сомнения разбираются. Не зная, правда, какие конкретно вопросы Вас смущают, трудно рекомендовать что-то конкретное. Но на всякий случай назову такие книги: «Смысл жизни» Е. Трубецкого, «Вера глазами физика» Д. Полкинхорна, «Религия и наука» И. Барбура, «Проповедь Православия среди рок-молодежи» Г. Седых, Н. Пыжова, «Иисус Христос – податель воды живой (христианский взгляд на Нью Эйдж)», «Иисус Христос в документах истории». Можете посмотреть и мою книгу «Путь разума в поисках истины». Вся эта литература – ХХ-го века.

Необходимо читать Новый Завет. Полезно познакомиться с «Письмами Валаамского старца» схиигумена Иоанна (+1958) и «О началах жизни» игумена Никона Воробьева (+1963). Купите эти книги, они очень помогут. Главное - не падайте духом.

Вопрос:
«В самое большое сокрушение меня приводит то, что, будучи врожденной эгоисткой со слабым характером, я никогда не могу выполнить заповедь Господа нашего: «Возлюби ближнего, как самого себя». И если дела ближних мне  не интересны, мне никогда не стать настоящей христианкой, хоть я и пытаюсь. Как мне выйти из такого положения»?
Ответ:
Вы открыто сказали то, о чем обычно умалчивается и не говорится. Той нормы совершенного человека, которая дана нам: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть», никто не достигал. Но мы должны делать то, что можем,  смиряться в том, чего не можем, и каяться в том, что нарушаем. И если бы мы действительно искренно хотели этого совершенства и делали, что в наших слабых силах, то увидели бы, как Господь освобождает нас от страстей и дает силы противостоять им. Так что не будем опускать руки и будем помнить, что Царство Божие силой берется.
Вопрос:
Возможно ли сохранить свою душу и мысли чистыми, когда настоящая жизнь наполнена гламуром, безумной иностранной музыкой и развратной модой, как защитить себя от этой грязи?
Ответ:

Этот вопрос может разрешаться каждым человеком по-разному, поскольку у всех разные жизненные обстоятельства, разный духовный потенциал, разное воспитание и т.д. Но в принципе он решаем. Полезно почитать о жизни многих замечательных людей хотя бы 19 века, например, Игнатия Брянчанинова, А.С Хомякова, братьев Киреевских, братьев Аксаковых и многих др., которые находились в условиях, не многим лучше сегодняшних, но сохранивших себя.  Да и сегодня немало незапятнанных людей, хотя таковых и становится всё меньше. Не нужно падать духом, но чаще обращаться с молитвой к Господу и Пресвятой Богородице о помощи, чаще читать того же Брянчанинова, письма игумена Никона, Иоанна Валаамского. Человеку с искренним стремлением к чистоте Бог обязательно поможет.

Но важно помнить и о следующем.

Существует определенная психологическая закономерность, которую можно назвать законом резонанса. Этот закон состоит в том, что ни одно впечатление внешнего мира или внутренних переживаний не исчезает из нашей души, ибо человек - это «компьютер» с бесконечной памятью, в подсознании которого  сохраняется абсолютно всё. И не только сохраняется, но и вызывает соответствующий резонанс в душе, оказывая влияние на его психологическое, поведенческое и нравственное состояние. Так что всё, что мы увидели, услышали, почувствовали, пережили, о чем подумали и т.д., обязательно часто незаметно, а нередко и очевидно оказывает воздействие на нашу душу, наше настроение, наши решения, хотим ли этого или не хотим. И это действие будет тем бόльшим, чем сильнее впечатление, чем более глубоко «погрузились» мы в соответствующую «картину» своими чувствами, желаниями, с большим осознанием и страстью совершали то или иное деяние. Психологи утверждают, что в человеке насчитывается до 10 уровней подсознания, которые находятся на различной глубине и могут по неизвестным нам законам неожиданно всплывать в сознании, вспоминаться, производя на душу иногда соответствующее, иногда крайне отрицательное воздействие.

Вот примеры. Едете по шоссе, открываются прекрасные виды природы, так и хочется остановиться и полюбоваться ими. Но, проезжая дальше, вдруг видите страшную автокатастрофу. Теперь сравните, какие следы останутся в душе после созерцания того и другого. Или, представьте себе, приглашают на какой-то богатый прием. В доме всё сверкает роскошью и изобилием. Но вдруг видите странную картину: гости приходят, и неожиданно под разными предлогами начинают прощаться с хозяином и уходить. Что случилось? Оказалось, где-то в полу щель, из которой тянуло трупным запахом …разлагающейся крысы. Какие тут яства.

Эти впечатления носят внешний характер и не связаны с нашим волевым участием. Гораздо серьезнее то, что совершаем мы сами, в чем участвуют наши воля, сердце, ум, наше нравственное сознание, наши глаза. Думаете, посмотрел и забыл? Ошибаемся. Всё в нас остается, и не просто остается, но и дает о себе знать, да еще как подчас! И очень жаль, что об этом мало кто думает. Впуская в себя пакостные, злые, лукавые мысли и чувства, мы жестоко наказываем сами себя.

Сколько угодно случаев, когда закоренелые преступники от неожиданного пробуждения в них картин прежних злодеяний и страшных мучений совести приходили в состояние тяжелейшей депрессии. Многие в этом состоянии даже кончали самоубийством.

Человеческое подсознание – это и есть то самое «подполье», которое мы можем  заполнить или, простите, «дохлыми крысами», отравляющими своим зловонием нашу душу, или, напротив, благоуханными цветами. А какие состояния может испытывать человек, наполненный всякой гадостью, хорошо знают священники, принимающие исповедь.

Поэтому, насколько можно, необходимо самим внутренне не соучаствовать в том, что против совести, против нравственного чувства. Это имеет огромное значение в выработке иммунитета против всяких гадостей и защитит от них душу.

Но в том проявляется премудрость Божия, что все особенности внешней жизни человека всегда точно соотносятся с духовными способностями его личности, благодаря чему все люди имеют равные возможности самопознания и спасения. Время жизни дается каждому для познания, прежде всего, своего внутреннего человека, живущих в нем и мучающих его страстей и невозможности лишь собственными силами их искоренения. Это является необходимым условием осознания необходимости Спасителя и обращения к Нему. И тогда Он по мере исцеления души человека дает ему то, о чем говорит апостол: Око не видело, ухо не слышало и на сердце человека не всходило, что уготовал Бог любящим Его.
Вопрос:
Есть ли возможность жить, как неверующий и колеблющийся большую часть жизни, а потом истово бить поклоны в храме, причаститься, исповедаться, получить все блаженства и попасть в рай? Разбойник-то ведь спасся.
Ответ:

Это просто самообман. Как дьявол называется лукавым, так и здесь то же самое лукавство: сейчас поживу без совести, а потом стану святым. Кто так лукаво мыслит, тот вовеки веков не покается. Совесть – свойство серьезное, и когда она сознательно сжигается, то воскресить ее в одночасье невозможно. Одно дело, когда человек по незнанию живет не по-христиански, и совсем другое, когда он сознательно попирает законы совести, лукаво надеясь, что когда-нибудь покается.

Почему справа распятый разбойник покаялся, а слева - поносил Христа? В чем дело? Нет сомнения, что правый, хотя и грешил, но страдал об этом, переживал за свои преступления. И Бог, видя его внутреннее состояние покаяния, дал ему возможность, хотя на кресте, для покаяния. А у левого разбойника ничего подобного не было в душе, потому и умер без покаяния. Поэтому заниматься самообманом, обольщаться подобными лукавыми мыслями избави Бог.

 

Вопрос:
Я пятнадцать лет хожу в церковь, и не замечала, чтобы изменения какие-то были. Но последние года два-три я стала свои грехи так чувствовать, что стала за них страдать. У меня что-то переворачивается внутри, жалко людей всех, детей особенно. Работаю я нотариусом, у меня очень много искушений на работе, и мне приходится всех клиентов успокаивать, уговаривать, умолять. И я сама чувствую, что Господь идет мне навстречу, мои пожелания Он исполняет. Если  я чего-то не хочу, ну, допустим, куда-то поехать, то так поворачивается, что я и не еду. Господь всегда помогает, и я очень рада, но не знаю даже, отчего это происходит. Вот и  хотела спросить.
Ответ:

Благодарите Бога за Его помощь, но нельзя допускать мысль, что Он награждает Вас за любовь к людям, особенно к детям – это естественная любовь, природная, но не духовная. Ведь если мы заглянем немножко внутрь себя, то увидим, что в нашей душе настоящий Ноев ковчег, в котором гади, их же несть числа. Верное духовное направление определяется тем, когда человек все больше начинает осознавать не чистоту свою перед Богом, а свою греховность. Мы не лучше других людей. Но это, к сожалению, не просто увидеть. Поэтому никогда нельзя забывать прекрасные слова свт. Феофана Затворника, сказанные обо всех нас: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: несмь, якоже прочии человецы» (= сам дрянь дрянью, а все твердит: я не такой, как прочие люди). Забвение этого может погубить нас.

Страдать же за грехи можно по-разному. Можно страдать по гордости: как это я мог такое сделать! - и приходить от этого в отчаяние – это уже духовная беда. А можно страдать, сознавая свою испорченность и бессилие исправиться без помощи Божией – и каяться, всё больше смиряясь перед Богом и людьми – это верное направление. Помоги Бог!

Вопрос:
Можно ли мирянину руководствоваться в жизни трудами святителя Игнатия Брянчанинова, его аскетическими опытами или другими трудами? Ведь он сам при жизни советовал изучать труды Тихона Задонского и не рекомендовал мирянам читать святых отцов, которые писали для монахов. Понимаю, что Господь в лице свт. Игнатия дал нам бесценное сокровище, но как им правильно воспользоваться?
Ответ:

Есть определенные принципы духовной жизни, соблюдение которых необходимо для каждого человека и тем более для христианина. А есть особенности  духовной жизни, которые обусловлены главным образом степенью ревности человека к этой жизни и ее условиями. Речь идет о тех двух ступенях, о которых сказал Сам Господь в беседе с богатым юношей, указав, что для спасения необходимо исполнение известных заповедей, а для достижения совершенства - отречение от всего (Мф. 19: 17, 21).

Ясно, что мирянину практически невозможно вести тот аскетический образ жизни  с постоянным умным деланием, к которому призывается монашество. Но, тем не менее, принципы духовной жизни и здесь, и там остаются одни и те же. Каков главный критерий правильной духовной жизни? Он один и для монаха, и для мирянина. Его кратко выразил один из отцов Церкви преп. Петр Дамаскин: «Первым признаком начинающегося  здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Отсюда проистекает смирение, из которого только рождается истинная любовь.

Потому свт. Игнатий Брянчанинов  писал: “Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству”. То есть монашество и мирянство – это не разные веры, но особые образы жизни. Мирянам в творениях святых отцов нужно брать не специфически монашеское, а то основное, о чем так четко сказал преп. Петр Дамаскин.

У святых отцов есть труды, адресованные отшельникам, затворникам, подвижникам, о подвигах которых и их состояниях мы даже и помыслить не можем. Читать их мирянам не безопасно, ибо легко впасть в мечтательность и в прелесть. Потому святитель Игнатий советовал читать Иоанна Златоуста, Тихона Задонского, Паисия Величковского, Георгия Затворника, он часто ссылается на Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Серафима Саровского. Конечно же, необходимо читать творения его самого и письма его верных учеников: игумении Арсении (Себряковой), схигумена Иоанна Валаамского, игумена Никона (Воробьева).
Вопрос:
Почему мы столько лет ходим в храм, а наша жизнь не меняется, какой должна быть правильная духовная жизнь, как нужно жить христианину?
Ответ:

Вы задали чрезвычайно важный вопрос, который касается практически всех верующих без исключения. Действительно, можно сто лет ходить в храм, и каким я был – таким остался. Почему это происходит? По очень простой причине, простой и печальной: само понимание Православия мы свели к исполнению чисто внешних церковных предписаний. Ходим в храм, исповедуемся, причащаемся, венчаемся, соблюдаем посты, подаем записки, ставим свечи, читаем молитвы. Такого христианина называют воцерковленным. А при всем этом, оказывается, что он ни разу не помолился. Молится, когда его постигнет какая-то болезнь, скорбь, когда предстоит что-то ответственное - тогда кому только не молится. О самом же главном – о грехах - редко молимся, вяло, формально. Но без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Речь идет не о вычитывании молитв, а о молитве, которая только тогда таковой называется, когда совершается с вниманием, благоговением и покаянием. Так, святитель Игнатий Брянчанинов писал: без внимания любая молитва «не молитва. Она мертва! Она - бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие». 

Духовная жизнь невозможна без решимости христианина жить по всем заповедям Евангелия и без искреннего покаяния в их нарушении. Если же этого нет, когда о заповедях не помним, а выполняем лишь внешние церковные обычаи, обряды и предписания, когда не боремся с завистью, тщеславием, с неприязнью и прочими вещами, которым нет числа, когда, кажется, каемся, но опять спокойно продолжаем жить по-прежнему, то, естественно, никакого духовного изменения в нас произойти не может. Не может быть изменений, если сама исповедь – не покаяние с решимостью не повторять этих грехов, а лишь отчет о проделанных грехах, если Причастие – обычай. А где же борьба со страстями, где любовь к ближнему, в котором, по Отцам, наше спасение? Потому и остаемся без плода.
Вопрос:
Разъясните, пожалуйста, как понять слова: «Смирение есть порождение разума, а разум есть порождение искушений»?
Ответ:
Смирение невозможно приобрести без осознания (разума) своей неспособности не лукавить, не лгать, не осуждать и т.д. Но само это осознание (разум) рождается лишь в борьбе с искушениями.
Вопрос:
В одной из передач на телеканале «Союз» Вы говорили, что православие указывает ясный путь к достижению Царства Божия, которое, по слову Христа, внутрь нас есть. Мне уже 70 лет, но я этого пути, к сожалению, не нашёл. Я постоянно читаю Евангелие, Святых Отцов, участвую в Литургии, постоянно молюсь, но истинной связи с Богом так и не нашёл. Священники, православные сайты и радио говорят в основном только об околоцерковном и внешнем, а не о ясной последовательной методике спасения и особенно достижения внутреннего Царства Божия. Прошу Вас, составьте краткое методическое руководство к достижению внутреннего Царства Божия с описанием того пути, о котором Вы упоминали, не раскрыв его во всех подробностях.
Ответ:
Я многократно говорил об этом в лекциях о духовной жизни, поэтому сейчас отвечу кратко. Суть этого «метода» — в правильной духовной жизни. А внешняя сторона (чтение Евангелия, Святых Отцов, богослужения, пост, утренние и вечерние молитвы, исповедь, причастие и прочее) при верном к ней отношении является только помощью в духовной жизни.

Сама же духовная жизнь заключается, во-первых, в тщательном охранении своей совести от противоречащих заповедям Евангелия греховных мыслей, чувств и желаний, поскольку они являются источником всех наших бед. При каждом нарушении необходимо сразу же каяться перед Богом. А перед священником достаточно исповедоваться только в самом главном, что наиболее упрекает совесть. Во-вторых, духовная жизнь невозможна без правильной молитвы, совершаемой со вниманием, покаянием и благоговением.

Детально рассматриваю эти вопросы на спецкурсе «Основы духовной жизни», размещённом на сайте alexey-osipov.ru. Если Вас интересует углубленное понимание этого метода, настоятельно рекомендую творения святителя Игнатия (Брянчанинова), письма игумена Никона (Воробьёва) и схиигумена Иоанна (Алексеева) Валаамского.
Вопрос:
Я христианин, татарин, родился в мусульманской семье. Почему православие — мёртвая вера? Почему ислам, католицизм, буддизм, иудаизм — мёртвая вера? Почему современная Христианская Церковь — мёртвая вера? Почему не следуем за Христом, не ищем, не слышим и не видим Его, не берём свой крест, не умираем для себя? Почему никто не хочет искать реального живого Бога, а все идут в церковь, чтобы стать идолами, ходить в заблуждении, поклоняться иконам, идолам, демонам и т.д.? Зачем поклоняться мёртвым?
Ответ:
Следовать за Христом — значит не осуждать, не обманывать, не лукавить, не блудить даже в мыслях и так далее. Но это очень трудно, а мы все, за редчайшим исключением, ленивые и маловерующие, и мы не берём свой крест, чтобы идти за Христом. Поэтому и христиане, и мусульмане, и иудеи, и прочие являются почти мёртвыми, а то и совсем мёртвыми.

Иконы же для нас — это только изображения тех святых лиц, которые напоминают нам о том, как правильно нужно жить. Поэтому мы к ним относимся с уважением, почтением и благоговением, как к фотографиям любимых и дорогих лиц.

Поскольку мы верим, что они и после смерти нас видят и слышат, и их молитвы особенно сильны, мы обращаемся к ним с просьбой молиться Богу за нас. Но не они сами, а только Бог может нас спасти, может помочь нам. Так что иконы для нас — это образы святых и очень почитаемых людей, но никак не боги, не идолы, не демоны.
Вопрос:
Дважды прослушав Вашу лекцию «Добрые дела и подвиги», я задалась вопросом, как же угодить самому себе, чтобы стать угодной Господу. Насколько я поняла, Господу мои заслуги не нужны, они нужны мне. Казалось бы, подавая нищему, я делаю доброе дело, но я превозношу себя над ним и этим совершаю грех. Как же мне жить, чтобы радоваться самой себе? А может быть, всё намного проще, и следует жить всего лишь по совести, чтобы ни о чём не жалеть?
Ответ:
Вы правы, нужно жить по совести. Но есть совесть, всем привычная, которая не беспокоит, когда мы кого-то осуждаем или допускаем тщеславные или иные дурные мысли, поскольку это не запрещает обычная мораль. А христианство говорит, что такие внутренние поступки ранят человека, и призывает его каяться и бороться с этим. Видите, какая разная совесть в обоих случаях?

Было бы прекрасно, если бы мы могли жить по христианской совести. Тогда, конечно, нам не пришлось бы ни о чём жалеть. Но возможно ли нам не осуждать, не допускать дурных мыслей, не злиться, не завидовать, не тщеславиться своими добрыми делами?

Потому христианство и предлагает нам раскаиваться перед Богом, а временами и перед священником в этих грехах. И тот, кто постоянно и искренно это делает, исповедуется и причащается, получает облегчение для души и радость в жизни, ибо с Богом всегда радостно. Бог ведь не судья, а врач, Он всегда готов исцелить наши раны от грехов.
Вопрос:
Скажите, как научиться доверять Богу? Не могу сказать, что моя жизнь полна скорбей и испытаний, скорее, наоборот, она достаточно спокойная. Но в последнее время я ни в чём не нахожу мира и радости, поскольку все время беспокоюсь о семье, о своём здоровье, о различных делах, которые должен сделать, и это беспокойство меня измучило. Молитва и память о том, что Господь обо всех имеет благой промысел, и что случайностей не бывает, мне не помогают.
Ответ:
Опытные в таких вопросах люди говорят, что когда происходит подобное, то нужно постараться увидеть причины. Они всегда двух родов и действуют вместе. Первая из них – наше нерадение к молитве, покаянию и терпению ближних, что приносит горькие плоды. Вторая – забвение о Божием, которая научает нас рассудительно относиться к своей духовной жизни, а не нестись по течению, куда кривая выведет. Для священника же такое состояние особенно полезно, поскольку, испытав это на себе и правильно пережив, он сможет реально, а не пустым празднословием помочь обращающимся к нему. Ибо, говорят Отцы, не искушен – не искусен.

Приходилось читать, что, подобное состояние происходит, прежде всего, от нашего маловерия. Мы не верим, что Бог есть всемогущая любовь и без нее ничего, в том числе и ничего плохого, не может произойти с нами. Св. Исаак Сирин писал: «Ни один раб не может сделать вреда кому-либо из подобных ему рабов без дозволения о всех Промысляющего и всем Управляющего» (Сл. 31,204). «Господь не позволяет, чтобы к твари Его приближалась власть демонов и людей, и исполняла на ней волю их» (31,205). Он пишет и о том, что “всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служат к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отвращает бедствия, а малодушие есть матерь мучения. Терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца» (79). Поэтому нужно и потерпеть. Ибо, как говорил прп. Тимофей Валаамский: «Терпеть не будешь, бесу жертвою будешь».

Если у нас не будет скорбей внешних или внутренних, то мы окончательно развалимся. Поэтому, когда они приходят, необходимо заставлять себя благодарить Бога, многократно повторяя: «Слава Тебе, Господи, благодарю Тебя, достойное по делам моим получаю. Слава Тебе»! Это совет святителя Игнатия Брянчанинова. Все, исполнившие его, получили большое облегчение и даже исцеление.
Вопрос:
Я обратилась по телефону в организацию, которая помогает откорректировать судьбу, так как у меня появились проблемы с мужем, зачинщицей которых была я сама, и терпение мужа, видимо, лопнуло. Мне пообещали помочь, сказали купить таких и таких икон, свечей и молиться сорок дней.

Уже на пятый день молиться я перестала, и после этого ко мне пришли помыслы от лукавого и бесы. Я не могла самостоятельно избавиться от этого, хотя умею молиться от пятидесятнической церкви. Я и во сне молилась, и в итоге бес меня оставил, однако мысли не оставили. И по сей день я борюсь с ними, но туда я больше не хочу. Я была крещена в той церкви, но хочу креститься в церкви православной и идти путём православия. Что мне делать?
Ответ:
1. Прежде чем креститься, нужно узнать, что такое Православие. Крещение без знания и веры ничего не даст!

2. Молитва на языках – это самообман, а не молитва. Ибо молитва заключается не в произносимых словах, а в покаянии о сделанных грехах.

3. Когда мучают мысли, то с покаянием произносите молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную!
Вопрос:
Существует некая психологическая закономерность, которую можно назвать законом резонанса. Этот закон заключается в том, что ни одно впечатление как окружающего мира, так и внутренних переживаний не исчезает из души человека – в его подсознании сохраняется абсолютно всё. И не просто сохраняется, но и вызывает соответствующий резонанс в душе, оказывая влияние на психологическое и нравственное состояние человека, на его поведение.
Ответ:

Существует некая психологическая закономерность, которую можно назвать законом резонанса. Этот закон заключается в том, что ни одно впечатление как окружающего мира, так и внутренних переживаний не исчезает из души человека – в его подсознании сохраняется абсолютно всё. И не просто сохраняется, но и вызывает соответствующий резонанс в душе, оказывая влияние на психологическое и нравственное состояние человека, на его поведение.

Всё, что мы увидели, услышали, почувствовали, пережили, о чём подумали, – хотим ли этого или не хотим, – оказывает воздействие на нашу душу, наше настроение, наши решения. И это воздействие будет тем большим, чем сильнее впечатление, чем более глубоко погрузились мы в соответствующую «картину» своими чувствами, желаниями, сознанием, чем с большей страстью совершали то или иное деяние. Психологи утверждают, что в человеке много уровней подсознания, которые находятся на разной глубине и впечатления из которых могут по неизвестным нам законам неожиданно всплывать в сознании, вспоминаться, производя на душу соответствующее действие.

Вот примеры. Едем по шоссе, открываются прекрасные виды природы, так и хочется остановиться и полюбоваться ими. Но вдруг прямо на глазах происходит страшная автокатастрофа. Какие следы останутся в душе после созерцания того и другого?

Или, представьте себе, вас приглашают на какой-то богатый приём. В доме всё сверкает роскошным убранством и изобилием. Но вот вы видите странную картину: гости приходят – и вскоре неожиданно под разными предлогами начинают прощаться с хозяином и уходить. Что случилось? Оказалось, где-то в полу щель, из которой тянет трупным запахом разлагающейся крысы. Какие тут яства!

Эти впечатления носят внешний характер и не связаны с нашим волевым участием. Гораздо серьёзнее то, что совершается самим человеком, в чём участвуют его воля, сердце, ум, его нравственное сознание, его чувства. Думаем, солгал, забыл – и всё прошло? Ошибаемся. Всё в душе остаётся, и не просто остаётся, но и даёт о себе знать, да ещё как подчас!

Сколько угодно случаев, когда закоренелые преступники от неожиданного пробуждения в них картин прежних злодеяний и нахлынувших страшных мучений совести приходили в состояние тяжелейшей депрессии. Многие в этом состоянии кончали самоубийством.

И очень жаль, что об этом мало знаем и говорим. Впуская в себя грязные, злые, лукавые мысли и чувства, мы жестоко наказываем самих себя.

Человеческое подсознание – это и есть то самое подполье в богатом гостеприимном доме, которое мы можем заполнить или «дохлыми крысами», отравляющими своим зловонием нашу душу, или, напротив, благоуханными цветами доброй совести.

Какие состояния может испытывать человек, наполненный всякой гадостью, хорошо знают священники, принимающие исповедь. Нередко происходят приблизительно следующие диалоги.


Он:

– Батюшка, не могу больше!

Священник:

– Что случилось? Что-то нехорошее сделали?

– Нет, ничего не было.

– В семье неполадки?

– Жена – лучшего не желаю, дети очень хорошие!

– На работе плохо?

– Там меня ценят.

– Так что же с вами?

– Не знаю. Просто тошно на душе…


Для опытного священника причина подобных душевных переживаний, не дающих покоя человеку, очевидна: слишком много всяких мелких, средних, а то и хорошо забытых больших гадостей сделал он за свою жизнь – вот теперь они и дают о себе знать. Они и вызывают уныние, тоску, беспричинные семейные ссоры, доходящие до разводов, толкают на бессмысленные преступления, неожиданные пьянки, разгулы, самоубийства. Как опасно, оказывается, заполнять свою душу бессовестностью, пошлостями, грязными впечатлениями!

Недаром римские патриции, когда их жёны ждали ребёнка, самым тщательным образом оберегали их от некрасивых лиц, безобразных картин, страшных сцен, впечатлений, расстройств и, напротив, стремились создать им максимально спокойную, жизнерадостную внешнюю и внутреннюю обстановку. Опыт показал, что неблагоприятные внешние впечатления, житейские неприятности, семейные раздоры и особенно безнравственные поступки родителей самым пагубным образом отражаются на будущем ребёнке, на формировании всех свойств его личности. Действительно, не снимают с терновника виноград или с репейника смоквы (Мф. 7, 16).

Поэтому великое благо для человека, если он принимает христианство не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18). Это имеет колоссальное значение для доброй семейной жизни, для рождения счастливых детей.


Вопрос:
Моя мама уже четвёртый год болеет раком. Операцию делать отказалась, прошла множество химиотерапий и облучений, и вроде бы рак остановили. Прошло некоторое время, и болезнь стала прогрессировать, появились новые образования в разных частях тела. Мама ходит в церковь, мы молимся за неё, но в последнее время я вижу, что у неё опустились руки, она не верит в лечение, а я не знаю, что делать. Помогите советом, пожалуйста.
Ответ:
Всем нам, до последнего человека, придётся оказаться перед неминуемым. И легче будет только тому, кто от всей души вздохнёт: «Господи, Ты знаешь, что я хочу. Но да будет воля Твоя!» Вашей маме сейчас особенно необходимы исповедь и причащение. Очень сочувствую Вам. Помоги Бог!
Вопрос:
Лукавый хитёр, я чувствую, как он пытается загнать меня в прелесть. В моей голове постоянная брань, в основном блудные помыслы, и у меня появляется обида на Бога. Что мне делать, чтобы избавиться от этой невидимой брани?
Ответ:

Мы все больны, только разными болезнями. Многие из них неизлечимы, многие долговременны, и неизвестно, когда окончатся. Кто хромой, кто слепой, кто озлобленный на всех и на всё, кто нервный, у кого рак, кто психически неполноценный — и так без конца. Что ты посоветовала бы им?

Большинству из тех, кто не знает, как быть, можно рекомендовать следующее.

1. Всеми силами не допускать в себя мучительных мыслей, так как ими, не получая никакого облегчения, только увеличиваем свои страдания.

2. Нужно учиться терпеть, а не возмущаться и не роптать на людей, на Бога и на всё на свете. При этом верующему человеку необходимо, наконец, осознать, что он достойное по своим делам получает не от Бога, а от своих страстей и грехов.

Ты тоже больна, о чём и пишешь. Поэтому передаю совет Отцов: повторяй непрерывно десятки и сотни раз: «Слава Богу! Благодарю Тебя, Господи!» Если будешь так делать — успокоишься.

Помоги Бог! Христос Воскресе!
Вопрос:
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что монахам следует читать тех Святых Отцов, которые писали для монахов, мирянам — Отцов, которые писали для всех христиан. Я мирянин, живу с женой и сыном. Какие книги мне читать?
Ответ:

Святитель Игнатий писал: «Важность — в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству». То есть основы духовной жизни одни. Но, поскольку условия внешней жизни и степень ревности у людей различны, то и рекомендации носят неодинаковый характер. В настоящее время, когда, видимо, живых опытных наставников не осталось, каждому ищущему христианину остаётся руководствоваться соответствующей литературой. Для нашего времени, я уверен, лучшей духовной пищей являются письма игумена Никона (Воробьёва). Их нужно бы понемногу, но ежедневно читать. Таковы же и письма Валаамского старца Иоанна, игуменьи Арсении Себряковой, Георгия Задонского. У святителя Игнатия также много писем к мирянам, но и прочие письма очень хороши, они даже к монашествующим не настолько специфичны, чтобы не пользоваться ими. А его творения — это верное основание христианской жизни для любого верующего.

Помоги Бог!