Каждый человек страдает чем-либо. Вот вас беспокоит неверие, другого беспокоит тщеславие, зависть, третьего - желудок и ниже. Следует знать и понимать, что все мы - духовно больны, только у каждого своя болячка. И у Вас она не столь уж страшна. С этой бедой, а лучше сказать – с этой болезнью, нужно бороться теми же средствами, какими борются и с другими страстями.
Во-первых, не надо смущаться этим. Мы же не терзаемся душой, когда заболит, например, голова, а ищем причины этого и средства, как избавиться от боли. Так и на неверие нужно смотреть, и так делать. Ибо оно – одна из болезней.
Во-вторых, есть полезный совет, который дают опытные в таких вопросах люди, которые научились побеждать страсти. Необходимо отгонять мысли неверия, обращаясь к Богу с молитвой, лучше всего с краткой: Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Обращаться хотя бы умом, если сердце не хочет участвовать в этом. С краткой молитвой потому, что в больших мы рассеиваемся, поскольку наш ум слабоват, он не привык к ним, а с краткой молитвой будет много легче и эффективнее.
В-третьих, нужно, конечно, чтение соответствующей апологетической литературы, в которой эти сомнения разбираются. Не зная, правда, какие конкретно вопросы Вас смущают, трудно рекомендовать что-то конкретное. Но на всякий случай назову такие книги: «Смысл жизни» Е. Трубецкого, «Вера глазами физика» Д. Полкинхорна, «Религия и наука» И. Барбура, «Проповедь Православия среди рок-молодежи» Г. Седых, Н. Пыжова, «Иисус Христос – податель воды живой (христианский взгляд на Нью Эйдж)», «Иисус Христос в документах истории». Можете посмотреть и мою книгу «Путь разума в поисках истины». Вся эта литература – ХХ-го века.
Необходимо читать Новый Завет. Полезно познакомиться с «Письмами Валаамского старца» схиигумена Иоанна (+1958) и «О началах жизни» игумена Никона Воробьева (+1963). Купите эти книги, они очень помогут. Главное - не падайте духом.
Этот вопрос может разрешаться каждым человеком по-разному, поскольку у всех разные жизненные обстоятельства, разный духовный потенциал, разное воспитание и т.д. Но в принципе он решаем. Полезно почитать о жизни многих замечательных людей хотя бы 19 века, например, Игнатия Брянчанинова, А.С Хомякова, братьев Киреевских, братьев Аксаковых и многих др., которые находились в условиях, не многим лучше сегодняшних, но сохранивших себя. Да и сегодня немало незапятнанных людей, хотя таковых и становится всё меньше. Не нужно падать духом, но чаще обращаться с молитвой к Господу и Пресвятой Богородице о помощи, чаще читать того же Брянчанинова, письма игумена Никона, Иоанна Валаамского. Человеку с искренним стремлением к чистоте Бог обязательно поможет.
Но важно помнить и о следующем.
Существует определенная психологическая закономерность, которую можно назвать законом резонанса. Этот закон состоит в том, что ни одно впечатление внешнего мира или внутренних переживаний не исчезает из нашей души, ибо человек - это «компьютер» с бесконечной памятью, в подсознании которого сохраняется абсолютно всё. И не только сохраняется, но и вызывает соответствующий резонанс в душе, оказывая влияние на его психологическое, поведенческое и нравственное состояние. Так что всё, что мы увидели, услышали, почувствовали, пережили, о чем подумали и т.д., обязательно часто незаметно, а нередко и очевидно оказывает воздействие на нашу душу, наше настроение, наши решения, хотим ли этого или не хотим. И это действие будет тем бόльшим, чем сильнее впечатление, чем более глубоко «погрузились» мы в соответствующую «картину» своими чувствами, желаниями, с большим осознанием и страстью совершали то или иное деяние. Психологи утверждают, что в человеке насчитывается до 10 уровней подсознания, которые находятся на различной глубине и могут по неизвестным нам законам неожиданно всплывать в сознании, вспоминаться, производя на душу иногда соответствующее, иногда крайне отрицательное воздействие.
Вот примеры. Едете по шоссе, открываются прекрасные виды природы, так и хочется остановиться и полюбоваться ими. Но, проезжая дальше, вдруг видите страшную автокатастрофу. Теперь сравните, какие следы останутся в душе после созерцания того и другого. Или, представьте себе, приглашают на какой-то богатый прием. В доме всё сверкает роскошью и изобилием. Но вдруг видите странную картину: гости приходят, и неожиданно под разными предлогами начинают прощаться с хозяином и уходить. Что случилось? Оказалось, где-то в полу щель, из которой тянуло трупным запахом …разлагающейся крысы. Какие тут яства.
Эти впечатления носят внешний характер и не связаны с нашим волевым участием. Гораздо серьезнее то, что совершаем мы сами, в чем участвуют наши воля, сердце, ум, наше нравственное сознание, наши глаза. Думаете, посмотрел и забыл? Ошибаемся. Всё в нас остается, и не просто остается, но и дает о себе знать, да еще как подчас! И очень жаль, что об этом мало кто думает. Впуская в себя пакостные, злые, лукавые мысли и чувства, мы жестоко наказываем сами себя.
Сколько угодно случаев, когда закоренелые преступники от неожиданного пробуждения в них картин прежних злодеяний и страшных мучений совести приходили в состояние тяжелейшей депрессии. Многие в этом состоянии даже кончали самоубийством.
Человеческое подсознание – это и есть то самое «подполье», которое мы можем заполнить или, простите, «дохлыми крысами», отравляющими своим зловонием нашу душу, или, напротив, благоуханными цветами. А какие состояния может испытывать человек, наполненный всякой гадостью, хорошо знают священники, принимающие исповедь.
Поэтому, насколько можно, необходимо самим внутренне не соучаствовать в том, что против совести, против нравственного чувства. Это имеет огромное значение в выработке иммунитета против всяких гадостей и защитит от них душу.
Но в том проявляется премудрость Божия, что все особенности внешней жизни человека всегда точно соотносятся с духовными способностями его личности, благодаря чему все люди имеют равные возможности самопознания и спасения. Время жизни дается каждому для познания, прежде всего, своего внутреннего человека, живущих в нем и мучающих его страстей и невозможности лишь собственными силами их искоренения. Это является необходимым условием осознания необходимости Спасителя и обращения к Нему. И тогда Он по мере исцеления души человека дает ему то, о чем говорит апостол: Око не видело, ухо не слышало и на сердце человека не всходило, что уготовал Бог любящим Его.Это просто самообман. Как дьявол называется лукавым, так и здесь то же самое лукавство: сейчас поживу без совести, а потом стану святым. Кто так лукаво мыслит, тот вовеки веков не покается. Совесть – свойство серьезное, и когда она сознательно сжигается, то воскресить ее в одночасье невозможно. Одно дело, когда человек по незнанию живет не по-христиански, и совсем другое, когда он сознательно попирает законы совести, лукаво надеясь, что когда-нибудь покается.
Почему справа распятый разбойник покаялся, а слева - поносил Христа? В чем дело? Нет сомнения, что правый, хотя и грешил, но страдал об этом, переживал за свои преступления. И Бог, видя его внутреннее состояние покаяния, дал ему возможность, хотя на кресте, для покаяния. А у левого разбойника ничего подобного не было в душе, потому и умер без покаяния. Поэтому заниматься самообманом, обольщаться подобными лукавыми мыслями избави Бог.
Благодарите Бога за Его помощь, но нельзя допускать мысль, что Он награждает Вас за любовь к людям, особенно к детям – это естественная любовь, природная, но не духовная. Ведь если мы заглянем немножко внутрь себя, то увидим, что в нашей душе настоящий Ноев ковчег, в котором гади, их же несть числа. Верное духовное направление определяется тем, когда человек все больше начинает осознавать не чистоту свою перед Богом, а свою греховность. Мы не лучше других людей. Но это, к сожалению, не просто увидеть. Поэтому никогда нельзя забывать прекрасные слова свт. Феофана Затворника, сказанные обо всех нас: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: несмь, якоже прочии человецы» (= сам дрянь дрянью, а все твердит: я не такой, как прочие люди). Забвение этого может погубить нас.
Страдать же за грехи можно по-разному. Можно страдать по гордости: как это я мог такое сделать! - и приходить от этого в отчаяние – это уже духовная беда. А можно страдать, сознавая свою испорченность и бессилие исправиться без помощи Божией – и каяться, всё больше смиряясь перед Богом и людьми – это верное направление. Помоги Бог!
Есть определенные принципы духовной жизни, соблюдение которых необходимо для каждого человека и тем более для христианина. А есть особенности духовной жизни, которые обусловлены главным образом степенью ревности человека к этой жизни и ее условиями. Речь идет о тех двух ступенях, о которых сказал Сам Господь в беседе с богатым юношей, указав, что для спасения необходимо исполнение известных заповедей, а для достижения совершенства - отречение от всего (Мф. 19: 17, 21).
Ясно, что мирянину практически невозможно вести тот аскетический образ жизни с постоянным умным деланием, к которому призывается монашество. Но, тем не менее, принципы духовной жизни и здесь, и там остаются одни и те же. Каков главный критерий правильной духовной жизни? Он один и для монаха, и для мирянина. Его кратко выразил один из отцов Церкви преп. Петр Дамаскин: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Отсюда проистекает смирение, из которого только рождается истинная любовь.
Потому свт. Игнатий Брянчанинов писал: “Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству”. То есть монашество и мирянство – это не разные веры, но особые образы жизни. Мирянам в творениях святых отцов нужно брать не специфически монашеское, а то основное, о чем так четко сказал преп. Петр Дамаскин.
У святых отцов есть труды, адресованные отшельникам, затворникам, подвижникам, о подвигах которых и их состояниях мы даже и помыслить не можем. Читать их мирянам не безопасно, ибо легко впасть в мечтательность и в прелесть. Потому святитель Игнатий советовал читать Иоанна Златоуста, Тихона Задонского, Паисия Величковского, Георгия Затворника, он часто ссылается на Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Серафима Саровского. Конечно же, необходимо читать творения его самого и письма его верных учеников: игумении Арсении (Себряковой), схигумена Иоанна Валаамского, игумена Никона (Воробьева).Вы задали чрезвычайно важный вопрос, который касается практически всех верующих без исключения. Действительно, можно сто лет ходить в храм, и каким я был – таким остался. Почему это происходит? По очень простой причине, простой и печальной: само понимание Православия мы свели к исполнению чисто внешних церковных предписаний. Ходим в храм, исповедуемся, причащаемся, венчаемся, соблюдаем посты, подаем записки, ставим свечи, читаем молитвы. Такого христианина называют воцерковленным. А при всем этом, оказывается, что он ни разу не помолился. Молится, когда его постигнет какая-то болезнь, скорбь, когда предстоит что-то ответственное - тогда кому только не молится. О самом же главном – о грехах - редко молимся, вяло, формально. Но без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Речь идет не о вычитывании молитв, а о молитве, которая только тогда таковой называется, когда совершается с вниманием, благоговением и покаянием. Так, святитель Игнатий Брянчанинов писал: без внимания любая молитва «не молитва. Она мертва! Она - бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие».
Духовная жизнь невозможна без решимости христианина жить по всем заповедям Евангелия и без искреннего покаяния в их нарушении. Если же этого нет, когда о заповедях не помним, а выполняем лишь внешние церковные обычаи, обряды и предписания, когда не боремся с завистью, тщеславием, с неприязнью и прочими вещами, которым нет числа, когда, кажется, каемся, но опять спокойно продолжаем жить по-прежнему, то, естественно, никакого духовного изменения в нас произойти не может. Не может быть изменений, если сама исповедь – не покаяние с решимостью не повторять этих грехов, а лишь отчет о проделанных грехах, если Причастие – обычай. А где же борьба со страстями, где любовь к ближнему, в котором, по Отцам, наше спасение? Потому и остаемся без плода.Существует некая психологическая закономерность, которую можно назвать законом резонанса. Этот закон заключается в том, что ни одно впечатление как окружающего мира, так и внутренних переживаний не исчезает из души человека – в его подсознании сохраняется абсолютно всё. И не просто сохраняется, но и вызывает соответствующий резонанс в душе, оказывая влияние на психологическое и нравственное состояние человека, на его поведение.
Всё, что мы увидели, услышали, почувствовали, пережили, о чём подумали, – хотим ли этого или не хотим, – оказывает воздействие на нашу душу, наше настроение, наши решения. И это воздействие будет тем большим, чем сильнее впечатление, чем более глубоко погрузились мы в соответствующую «картину» своими чувствами, желаниями, сознанием, чем с большей страстью совершали то или иное деяние. Психологи утверждают, что в человеке много уровней подсознания, которые находятся на разной глубине и впечатления из которых могут по неизвестным нам законам неожиданно всплывать в сознании, вспоминаться, производя на душу соответствующее действие.
Вот примеры. Едем по шоссе, открываются прекрасные виды природы, так и хочется остановиться и полюбоваться ими. Но вдруг прямо на глазах происходит страшная автокатастрофа. Какие следы останутся в душе после созерцания того и другого?
Или, представьте себе, вас приглашают на какой-то богатый приём. В доме всё сверкает роскошным убранством и изобилием. Но вот вы видите странную картину: гости приходят – и вскоре неожиданно под разными предлогами начинают прощаться с хозяином и уходить. Что случилось? Оказалось, где-то в полу щель, из которой тянет трупным запахом разлагающейся крысы. Какие тут яства!
Эти впечатления носят внешний характер и не связаны с нашим волевым участием. Гораздо серьёзнее то, что совершается самим человеком, в чём участвуют его воля, сердце, ум, его нравственное сознание, его чувства. Думаем, солгал, забыл – и всё прошло? Ошибаемся. Всё в душе остаётся, и не просто остаётся, но и даёт о себе знать, да ещё как подчас!
Сколько угодно случаев, когда закоренелые преступники от неожиданного пробуждения в них картин прежних злодеяний и нахлынувших страшных мучений совести приходили в состояние тяжелейшей депрессии. Многие в этом состоянии кончали самоубийством.
И очень жаль, что об этом мало знаем и говорим. Впуская в себя грязные, злые, лукавые мысли и чувства, мы жестоко наказываем самих себя.
Человеческое подсознание – это и есть то самое подполье в богатом гостеприимном доме, которое мы можем заполнить или «дохлыми крысами», отравляющими своим зловонием нашу душу, или, напротив, благоуханными цветами доброй совести.
Какие состояния может испытывать человек, наполненный всякой гадостью, хорошо знают священники, принимающие исповедь. Нередко происходят приблизительно следующие диалоги.
Он:
– Батюшка, не могу больше!
Священник:
– Что случилось? Что-то нехорошее сделали?
– Нет, ничего не было.
– В семье неполадки?
– Жена – лучшего не желаю, дети очень хорошие!
– На работе плохо?
– Там меня ценят.
– Так что же с вами?
– Не знаю. Просто тошно на душе…
Для опытного священника причина подобных душевных переживаний, не дающих покоя человеку, очевидна: слишком много всяких мелких, средних, а то и хорошо забытых больших гадостей сделал он за свою жизнь – вот теперь они и дают о себе знать. Они и вызывают уныние, тоску, беспричинные семейные ссоры, доходящие до разводов, толкают на бессмысленные преступления, неожиданные пьянки, разгулы, самоубийства. Как опасно, оказывается, заполнять свою душу бессовестностью, пошлостями, грязными впечатлениями!
Недаром римские патриции, когда их жёны ждали ребёнка, самым тщательным образом оберегали их от некрасивых лиц, безобразных картин, страшных сцен, впечатлений, расстройств и, напротив, стремились создать им максимально спокойную, жизнерадостную внешнюю и внутреннюю обстановку. Опыт показал, что неблагоприятные внешние впечатления, житейские неприятности, семейные раздоры и особенно безнравственные поступки родителей самым пагубным образом отражаются на будущем ребёнке, на формировании всех свойств его личности. Действительно, не снимают с терновника виноград или с репейника смоквы (Мф. 7, 16).
Поэтому великое благо для человека, если он принимает христианство не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18). Это имеет колоссальное значение для доброй семейной жизни, для рождения счастливых детей.
Мы все больны, только разными болезнями. Многие из них неизлечимы, многие долговременны, и неизвестно, когда окончатся. Кто хромой, кто слепой, кто озлобленный на всех и на всё, кто нервный, у кого рак, кто психически неполноценный — и так без конца. Что ты посоветовала бы им?
Большинству из тех, кто не знает, как быть, можно рекомендовать следующее.
1. Всеми силами не допускать в себя мучительных мыслей, так как ими, не получая никакого облегчения, только увеличиваем свои страдания.
2. Нужно учиться терпеть, а не возмущаться и не роптать на людей, на Бога и на всё на свете. При этом верующему человеку необходимо, наконец, осознать, что он достойное по своим делам получает не от Бога, а от своих страстей и грехов.
Ты тоже больна, о чём и пишешь. Поэтому передаю совет Отцов: повторяй непрерывно десятки и сотни раз: «Слава Богу! Благодарю Тебя, Господи!» Если будешь так делать — успокоишься.
Помоги Бог! Христос Воскресе!Святитель Игнатий писал: «Важность — в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству». То есть основы духовной жизни одни. Но, поскольку условия внешней жизни и степень ревности у людей различны, то и рекомендации носят неодинаковый характер. В настоящее время, когда, видимо, живых опытных наставников не осталось, каждому ищущему христианину остаётся руководствоваться соответствующей литературой. Для нашего времени, я уверен, лучшей духовной пищей являются письма игумена Никона (Воробьёва). Их нужно бы понемногу, но ежедневно читать. Таковы же и письма Валаамского старца Иоанна, игуменьи Арсении Себряковой, Георгия Задонского. У святителя Игнатия также много писем к мирянам, но и прочие письма очень хороши, они даже к монашествующим не настолько специфичны, чтобы не пользоваться ими. А его творения — это верное основание христианской жизни для любого верующего.
Помоги Бог!