Вопросы и ответы

Выбор категории

Воспитание детей

Вопрос:
Семейное чтение. Что читать и как?
Ответ:

Прежде всего, общее семейное чтение очень укрепляет и душевно сплачивает семью.

Можно предложить примерный перечень литературы, начиная со Священного Писания и трудов православных святых.

Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) Творения; Письма; Отечник.

Святитель Феофан Затворник. Письма о духовной жизни; Толкования (на послания апостола Павла и др.); Что́ есть духовная жизнь и как на неё настроиться?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе.

Жития святых.

Отечественные подвижники благочестия XVIII–XIX веков в 13-ти томах.

Письма преподобных Оптинских старцев: Амвросия, Варсонофия, Никона.

Преподобный Паисий Святогорец. Слова.

Преподобная Арсения (Себрякова). Письма; Чистое сердце.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело.

Святитель Иоанн Шанхайский. Проповеди.

Схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма Валаамского старца.

Игумен Никон (Воробьёв). Письма о духовной жизни; О началах жизни; Письма духовным детям.

Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в Духе Святом.

Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Поучения.

Нестор, митрополит. Моя Камчатка (записки православного миссионера).

Вениамин (Федченков), митрополит. О вере, неверии и сомнении.

Отец Арсений (сборник свидетельств очевидцев о жизни современного исповедника православной веры).

Амвросия (Оберучева), монахиня. История одной старушки.

Архиепископ Иоанн (Шаховской). Апокалипсис мелкого греха; Мгновения святой тишины.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Алфавит духовный.

Лазарь (Абашидзе), архимандрит. О тайных недугах души.

Пестов Н.Е. Жизнь для вечности.

Павлова Н.А. Пасха красная.

Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего: Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза).

Серафим (Роуз), иеромонах. Душа после смерти; Православие и религия будущего; Блаженный святитель Иоанн Шанхайский.

Пётр Калиновский. Переход. Последняя болезнь, смерть и после.

Мориц Роолингз. За порогом смерти.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни.

Лодыженский М.В. Свет Незримый; Тёмная сила.

Булгаков С.Н. Тихие думы.

Ильин И.А. Наши задачи; Историческая судьба и будущее России.

Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Церкви.

Татьяна Горичева. Только в России есть весна! О трагедии современного Запада. Дневники 1980–2003.

Толстой А.К. Князь Серебряный.

Загоскин М.Н. Юрий Милославский.

Иван Шмелёв. Лето Господне; Старый Валаам; Пути небесные.

Борис Зайцев. Афон; Преподобный Сергий Радонежский.

Николай (Парамонов), игумен. Шёл к Богу человек.

Протоиерей Николай Агафонов. Преодоление земного притяжения.

Священник Ярослав Шипов. Рассказы.

Протоиерей Андрей Ткачёв. Первое чудо.

Александр Ткаченко. Бабочка в ладони.

Елена Ерёмина. Царский должник. Юные годы святителя Игнатия (Брянчанинова).

Генрик Сенкевич. Камо грядеши?

Клайв Льюис. Просто христианство; Письма Баламута; Хроники Нарнии.

Экзюпери Антуан. Маленький принц.

Андерсен Ганс Христиан. Сказки.

Искушения наших дней. Сборник.

От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги. Сборник.

Чудеса истинные и ложные. Сборник.

Русская семья. Праздники и традиции. Сборник.

И, конечно же, русская классическая литература (Пушкин, Гоголь, Достоевский и др.) и народные сказки.

Вопрос:
Чего нужно избегать родителям при воспитании детей?
Ответ:

Это тема очень большая, и я, не имея опыта, едва ли могу сказать что-то особое. Есть один общий принцип, который всем известен: невозможно воспитать ребенка тому, кто сам невоспитан. Я иногда произношу даже такие не очень корректные слова: «Нельзя, будучи дьяволочком, воспитать ангелочка». Если в семье нет даже элементарной дисциплины, и каждый живет по своим желаниям и вкусам, не считаясь с другими, если в ней постоянные ссоры, грубые крики, грязные слова, дикая музыка, всюду сплошной непорядок, все раскидано, разбросано; если детей совсем не приучают к тому, с чем им обязательно придется столкнуться в жизни, особенно в семейной; если вся забота родителей лишь о том, чтобы создать детям материальный комфорт, а к прочим сторонам жизни ребенка практически нет никакого внимания, то о каком воспитании может идти речь, чего хорошего можно от него ожидать?

Известен психологический закон, что лучшим средством испортить, буквально развратить ребенка является вседозволенность, безнаказанность. Это, кстати, прекрасно знают враги человечества и потому насильно внедряют принципы пресловутой ювенальной юстиции, основной принцип которой - ребенок это божок, а родители – рабы, обязанные исполнять все его желания и прихоти.

Древняя мудрость гласит: «Привычка – вторая натура». Поэтому в высшей степени важно с детства прививать ребенку добрые навыки: послушание и уважение к родителям, трудолюбие, умение бороться со своими желаниями, дурными мыслями, а не только не совершать дурных поступков. Очень важно приучать ребенка к честности и в делах, и в словах, и … в мыслях, ибо с мыслей всё начинается. Бесчестный много будет страдать в жизни, ибо, как говорил преподобный Варсануфий Великий, страсти тяжелее скорбей, а преп. Исаия Отшельник предупреждал: «Пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение».

Огромное и неоспоримое значение в воспитании имеет, конечно, привитие ребенку православных взглядов и навыков. Этому очень помогают жития святых, жизнь замечательных своим высоким нравственным уровнем людей, вообще хорошая литература, начиная с прекрасных народных сказок, церковная, народная и классическая музыка и проч. Ребенок обязательно должен знать Евангелие, христианские начала жизни.

Однако без разумной дисциплины в семье успеха в воспитании ребенка добиться невозможно. В частности, должен быть полный запрет на хулиганские словечки, на развращающие фильмы, картинки, книги, журналы, на дикую музыку и тому подобное. Очень важно наблюдать за компьютерными интересами и играми ребенка, ибо компьютерные игры, как выражаются психологи, «вскрывают» душу и могут и нравственно, и психически, и даже физически, и тем более религиозно, совершенно погубить ребенка. Серьезнейшее наблюдение необходимо за кругом его общения. Уже древние говорили: «Дурные сообщества развращают добрые нравы». И, конечно же, всегда главнейшим в воспитании детей остается пример жизни и поведения родителей, характер их общения между собой, с другими людьми.

Вопрос:
Многие перегружают детей занятиями в секциях и лишают их возможности пообщаться с родителями, правильно ли это?
Ответ:
Часто родители мучают своих детей этими секциями и действительно отучают их от себя. Во всём нужен разум. Вполне оправданны занятия в той секции, которая, по мысли родителей, может стать начальным этапом на пути к будущей профессии ребёнка. Неплохо и то, что служит укреплению его здоровья. В отношении же прочих – как бы не пересолить.
Вопрос:
Муж препятствует воспитывать ребёнка по вере. Можно ли разводиться?
Ответ:

Думаю, главная беда в том, что жить детям по вере часто препятствуют те верующие мамы, которые хотят силой заставить и мужа, и детей войти в Царство Божие. Они тащат мужа в Церковь вопреки его воле и убеждениям, требуют исповедоваться и причащаться (и порой в таких случаях говорят: «Наконец-то своего дурака причастила, хоть и пришлось пол-литра пообещать»). Это воцерковление?!

А как ведут себя с детьми, как их приучают к храму? Приведу пример, и будет яснее. Один человек приходит к своему другу-еврею и видит, как он своего сынишку, которому лет пять-шесть, водкой поит. Тот вырывается из рук, кричит. Гость возмущённо говорит отцу: «Ты что, с ума сошёл? Что делаешь со своим ребёнком? Негодяй!» И слышит в ответ: «Эхе-хе! Не беспокойся, теперь всю жизнь к водке не прикоснётся»!

Подобное, бывает, делают матери с детьми, когда насильно ведут детей в храм, не объясняя, зачем это нужно, не убеждая, не приучая их дома к молитве. Не видят, что у ребёнка много вопросов, на которые нужно обязательно (!) ответить. Ибо если этого не будет, то храм сам по себе не поможет их воцерковлению. Поэтому подавляющее большинство таких детей, достигнув более-менее самостоятельного возраста, перестают ходить в церковь. Посмотрите, как много ничего не понимающих детей причащают. А где же молодые люди, почему их в храме в десять раз меньше? Нужно бы задуматься, в чём ошибка такого «воцерковления».

Недаром сказали святые отцы: «Всё без меры – от дьявола, и нет добродетели без рассуждения». Всё надо делать с умом. И в данном случае нужно не с мужем разводиться, а взяться за себя, за своё поведение, углубить своё знание христианства, чтобы иметь возможность ответить на все вопросы ребёнка, объяснить то, что ему непонятно. А не просто заставлять его: «Так надо, и всё тут».

Вопрос:
К вопросу о приучении ребёнка к вере. Как же не сломать ребёнка, если сам пришёл в храм более по разуму, а не по горячности веры?
Ответ:

Помните нашу русскую пословицу: «Дуги гнут с терпением, а не вдруг». Приходилось встречаться с людьми, которые вместо мудрого воспитания в вере ломали своих детей. И кончалось это или тяжелейшими конфликтами, или даже катастрофой. Вера – дело только личной свободы. Но чтобы свобода могла осуществиться, необходимо дать ребёнку знание о вере, а не просто водить его в храм, где он будетскучать и ждать, когда окончится служба. Для этого родителям нужно потрудиться над своим религиозным образованием – как теоретическим, так и практическим, относящимся к характеру христианской жизни, прежде всего дома.

И, конечно, нужна дружба со своим ребёнком. Странно, кажется, звучит – «дружба с ребёнком»! Но именно она нужна. По дружбе ребёнок примет ваши взгляды, мысли и в церковь будет ходить без труда. А если начать жёстко командовать и требовать, то можно добиться того, что сделал тот еврей, который поил водкой своего сынишку. Этого надо очень бояться. Ибо разрушить отношения с ребёнком легко, а восстановить их может оказаться непросто. Это серьёзное дело. Дружба нужна.

Вопрос:
С какого возраста ребёнка, по вашему мнению, надо обсуждать с ним вопрос – откуда берутся дети? И как правильно донести это до ребёнка? Сами переживаем, что сверстники или более старшие ребята могут рассказать об этом в искажённой либо извращённой форме.
Ответ:
Да, теперь развращают детей буквально с пелёнок. Поэтому нужно пытаться как-то объяснять, смотря по возрасту и развитию ребёнка и по тем внешним обстоятельствам, в которых он находится. Помню, когда я маме надоел своим вопросом «откуда я взялся», она открыла мне: «Купила тебя на базаре». Я успокоился, и больше этот вопрос у меня не возникал. Но это были блаженные времена, когда можно было так легко успокоить ребёнка. Сейчас, увы, приходится иногда и преждевременно кое-что объяснять.
Вопрос:
Как избежать проблем в отношениях с ребёнком после восемнадцати лет?
Ответ:
Если до этого ребёнок не понял, что он член единого организма семьи, в которой «все за одного и один за всех», а не отдельный самостоятельный субъект, который имеет право жить как ему угодно, то говорить об отношениях с ним после восемнадцати много сложнее. Но если он остаётся в семье и живёт за счёт отца и матери, то, конечно, с ним нужно говорить уже как с тем взрослым человеком, который со своей стороны должен участвовать в жизни и организации семейного благополучия. И если он по каким-то причинам не работает, то может внести свой вклад в жизнь семьи соблюдением дисциплины общей жизни, предполагающей прежде всего послушание родителям, и помощью в домашних и других общих делах.