Прежде всего, общее семейное чтение очень укрепляет и душевно сплачивает семью.
Можно предложить примерный перечень литературы, начиная со Священного Писания и трудов православных святых.
Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) Творения; Письма; Отечник.
Святитель Феофан Затворник. Письма о духовной жизни; Толкования (на послания апостола Павла и др.); Что́ есть духовная жизнь и как на неё настроиться?
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе.
Жития святых.
Отечественные подвижники благочестия XVIII–XIX веков в 13-ти томах.
Письма преподобных Оптинских старцев: Амвросия, Варсонофия, Никона.
Преподобный Паисий Святогорец. Слова.
Преподобная Арсения (Себрякова). Письма; Чистое сердце.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело.
Святитель Иоанн Шанхайский. Проповеди.
Схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма Валаамского старца.
Игумен Никон (Воробьёв). Письма о духовной жизни; О началах жизни; Письма духовным детям.
Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в Духе Святом.
Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Поучения.
Нестор, митрополит. Моя Камчатка (записки православного миссионера).
Вениамин (Федченков), митрополит. О вере, неверии и сомнении.
Отец Арсений (сборник свидетельств очевидцев о жизни современного исповедника православной веры).
Амвросия (Оберучева), монахиня. История одной старушки.
Архиепископ Иоанн (Шаховской). Апокалипсис мелкого греха; Мгновения святой тишины.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Алфавит духовный.
Лазарь (Абашидзе), архимандрит. О тайных недугах души.
Пестов Н.Е. Жизнь для вечности.
Павлова Н.А. Пасха красная.
Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего: Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза).
Серафим (Роуз), иеромонах. Душа после смерти; Православие и религия будущего; Блаженный святитель Иоанн Шанхайский.
Пётр Калиновский. Переход. Последняя болезнь, смерть и после.
Мориц Роолингз. За порогом смерти.
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни.
Лодыженский М.В. Свет Незримый; Тёмная сила.
Булгаков С.Н. Тихие думы.
Ильин И.А. Наши задачи; Историческая судьба и будущее России.
Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Церкви.
Татьяна Горичева. Только в России есть весна! О трагедии современного Запада. Дневники 1980–2003.
Толстой А.К. Князь Серебряный.
Загоскин М.Н. Юрий Милославский.
Иван Шмелёв. Лето Господне; Старый Валаам; Пути небесные.
Борис Зайцев. Афон; Преподобный Сергий Радонежский.
Николай (Парамонов), игумен. Шёл к Богу человек.
Протоиерей Николай Агафонов. Преодоление земного притяжения.
Священник Ярослав Шипов. Рассказы.
Протоиерей Андрей Ткачёв. Первое чудо.
Александр Ткаченко. Бабочка в ладони.
Елена Ерёмина. Царский должник. Юные годы святителя Игнатия (Брянчанинова).
Генрик Сенкевич. Камо грядеши?
Клайв Льюис. Просто христианство; Письма Баламута; Хроники Нарнии.
Экзюпери Антуан. Маленький принц.
Андерсен Ганс Христиан. Сказки.
Искушения наших дней. Сборник.
От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги. Сборник.
Чудеса истинные и ложные. Сборник.
Русская семья. Праздники и традиции. Сборник.
И, конечно же, русская классическая литература (Пушкин, Гоголь, Достоевский и др.) и народные сказки.
Это тема очень большая, и я, не имея опыта, едва ли могу сказать что-то особое. Есть один общий принцип, который всем известен: невозможно воспитать ребенка тому, кто сам невоспитан. Я иногда произношу даже такие не очень корректные слова: «Нельзя, будучи дьяволочком, воспитать ангелочка». Если в семье нет даже элементарной дисциплины, и каждый живет по своим желаниям и вкусам, не считаясь с другими, если в ней постоянные ссоры, грубые крики, грязные слова, дикая музыка, всюду сплошной непорядок, все раскидано, разбросано; если детей совсем не приучают к тому, с чем им обязательно придется столкнуться в жизни, особенно в семейной; если вся забота родителей лишь о том, чтобы создать детям материальный комфорт, а к прочим сторонам жизни ребенка практически нет никакого внимания, то о каком воспитании может идти речь, чего хорошего можно от него ожидать?
Известен психологический закон, что лучшим средством испортить, буквально развратить ребенка является вседозволенность, безнаказанность. Это, кстати, прекрасно знают враги человечества и потому насильно внедряют принципы пресловутой ювенальной юстиции, основной принцип которой - ребенок это божок, а родители – рабы, обязанные исполнять все его желания и прихоти.
Древняя мудрость гласит: «Привычка – вторая натура». Поэтому в высшей степени важно с детства прививать ребенку добрые навыки: послушание и уважение к родителям, трудолюбие, умение бороться со своими желаниями, дурными мыслями, а не только не совершать дурных поступков. Очень важно приучать ребенка к честности и в делах, и в словах, и … в мыслях, ибо с мыслей всё начинается. Бесчестный много будет страдать в жизни, ибо, как говорил преподобный Варсануфий Великий, страсти тяжелее скорбей, а преп. Исаия Отшельник предупреждал: «Пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение».
Огромное и неоспоримое значение в воспитании имеет, конечно, привитие ребенку православных взглядов и навыков. Этому очень помогают жития святых, жизнь замечательных своим высоким нравственным уровнем людей, вообще хорошая литература, начиная с прекрасных народных сказок, церковная, народная и классическая музыка и проч. Ребенок обязательно должен знать Евангелие, христианские начала жизни.
Однако без разумной дисциплины в семье успеха в воспитании ребенка добиться невозможно. В частности, должен быть полный запрет на хулиганские словечки, на развращающие фильмы, картинки, книги, журналы, на дикую музыку и тому подобное. Очень важно наблюдать за компьютерными интересами и играми ребенка, ибо компьютерные игры, как выражаются психологи, «вскрывают» душу и могут и нравственно, и психически, и даже физически, и тем более религиозно, совершенно погубить ребенка. Серьезнейшее наблюдение необходимо за кругом его общения. Уже древние говорили: «Дурные сообщества развращают добрые нравы». И, конечно же, всегда главнейшим в воспитании детей остается пример жизни и поведения родителей, характер их общения между собой, с другими людьми.
Думаю, главная беда в том, что жить детям по вере часто препятствуют те верующие мамы, которые хотят силой заставить и мужа, и детей войти в Царство Божие. Они тащат мужа в Церковь вопреки его воле и убеждениям, требуют исповедоваться и причащаться (и порой в таких случаях говорят: «Наконец-то своего дурака причастила, хоть и пришлось пол-литра пообещать»). Это воцерковление?!
А как ведут себя с детьми, как их приучают к храму? Приведу пример, и будет яснее. Один человек приходит к своему другу-еврею и видит, как он своего сынишку, которому лет пять-шесть, водкой поит. Тот вырывается из рук, кричит. Гость возмущённо говорит отцу: «Ты что, с ума сошёл? Что делаешь со своим ребёнком? Негодяй!» И слышит в ответ: «Эхе-хе! Не беспокойся, теперь всю жизнь к водке не прикоснётся»!
Подобное, бывает, делают матери с детьми, когда насильно ведут детей в храм, не объясняя, зачем это нужно, не убеждая, не приучая их дома к молитве. Не видят, что у ребёнка много вопросов, на которые нужно обязательно (!) ответить. Ибо если этого не будет, то храм сам по себе не поможет их воцерковлению. Поэтому подавляющее большинство таких детей, достигнув более-менее самостоятельного возраста, перестают ходить в церковь. Посмотрите, как много ничего не понимающих детей причащают. А где же молодые люди, почему их в храме в десять раз меньше? Нужно бы задуматься, в чём ошибка такого «воцерковления».
Недаром сказали святые отцы: «Всё без меры – от дьявола, и нет добродетели без рассуждения». Всё надо делать с умом. И в данном случае нужно не с мужем разводиться, а взяться за себя, за своё поведение, углубить своё знание христианства, чтобы иметь возможность ответить на все вопросы ребёнка, объяснить то, что ему непонятно. А не просто заставлять его: «Так надо, и всё тут».
Помните нашу русскую пословицу: «Дуги гнут с терпением, а не вдруг». Приходилось встречаться с людьми, которые вместо мудрого воспитания в вере ломали своих детей. И кончалось это или тяжелейшими конфликтами, или даже катастрофой. Вера – дело только личной свободы. Но чтобы свобода могла осуществиться, необходимо дать ребёнку знание о вере, а не просто водить его в храм, где он будетскучать и ждать, когда окончится служба. Для этого родителям нужно потрудиться над своим религиозным образованием – как теоретическим, так и практическим, относящимся к характеру христианской жизни, прежде всего дома.
И, конечно, нужна дружба со своим ребёнком. Странно, кажется, звучит – «дружба с ребёнком»! Но именно она нужна. По дружбе ребёнок примет ваши взгляды, мысли и в церковь будет ходить без труда. А если начать жёстко командовать и требовать, то можно добиться того, что сделал тот еврей, который поил водкой своего сынишку. Этого надо очень бояться. Ибо разрушить отношения с ребёнком легко, а восстановить их может оказаться непросто. Это серьёзное дело. Дружба нужна.