Вопросы и ответы

Выбор категории

Объяснение Евангелия от Марка

Вопрос:
Резюме.

Мф. 3:6 «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои».

Это было крещение покаяния, но не таинство Крещения, которое установил Господь. О действии покаяния свт. Афанасий Великий пишет: «Покаяние омывает грехи, но не исцеляет природы»[1]. В таинстве же Крещения, если оно принимается с верой, покаянием и решением жить по-христиански, происходит, по учению Отцов, не только прощение прежних грехов, но и духовное рождение нового человека (Еф. 4: 24). При этом первородное повреждение (т.н. первородный грех) человеческой природы, состоящее в смертности, тленности и страстности, не исчезает, не прощается, как об этом превратно учит католицизм. Природа крещёного остаётся в том же смертном состоянии, но отныне уже способной к возрастанию в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13. См. Мф. 1: 21).

Что же происходит в таинстве Крещения?  

Апостол Павел называет Христа последним Адамом (1Кор. 15:45). Ибо от первого Адама все рождаются по закону природы без какого-либо участия и согласия рождённого, в таинстве же Крещения верующий получает от Воскресшего Христа семя исцелённой человеческой природы – бесстрастной, нетленной, бессмертной[2].

Свт. Игнатий (Брянчанинов) называет это семя Самим Христом: «Святой Исаак (Слова 1 и 84) согласно с прочими отцами научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого крещения как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство»[3]. Как говорит прп. Симеон Новый Богослов: «Уверовавший в Сына Божия… кается… в прежних своих грехах и очищается от них в таинстве крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя»[4]. Свт. Тихон Задонский пишет: «семя некое Божественное, которое на Крещении всякому крещаемому всевается» (Твор. Т.1. С.71).

Крещением человек становится членом Церкви, но благодатного Тела Христова (И вы - тело Христово. 1Кор.12:27) или только внешней человеческой общины? Ибо Крещение само по себе, – пишет свт. Иоанн Златоуст, – «не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха»[5].

В Древней Церкви Крещение принимали, исходя из слов Спасителя: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16). То есть Крещение принимали только сознательно уверовав во Христа, ибо  кто не будет веровать, осужден будет. Отсюда видим строгие предупреждения святых отцов тем, кто формально, по традиции, а не по убеждению, принимает это таинство.

Прп. Марк Подвижник: «Уверился ли ты хотя ныне, что твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении; неверным же и зловерным и по крещении не дается?» (Нравственно-подвижнические слова. М. 1858. С.147). 

Свт. Кирилл Иерусалимский: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить» (7-е Огласительное слово к просвещаемым. Твор. Изд. Сойкина. С.219).

Преподобный Симеон Новый Богослов предупреждает даже в отношении крещения детей: «Итак, когда мы крещаемся, будучи нечувствующими детьми, как несовершенные, мы и благодать принимаем несовершенным образом»[6]. «Ибо принявшие крещение Твое от младенчества и недостойно его прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещеные, как поругавшие, по словам Твоим святую одежду Твою» (Евр. 10: 29) [7]. А свт. Игнатий так пишет: «Без такого приготовления, какая может быть польза от Крещения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся в полном неведении о том, что мы приняли?» (Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 2. М., 1993. С. 391).

Свт. Николай Кава́сила: «Если же чуждо многим из христиан и сокрыто от них, не знают они, есть ли Дух Святый, сие от того, что они получили таинство в раннем возрасте и приняли дары его бессознательно и когда пришли в возраст, обратились к чему не должно и ослепили око души» (Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. Слово третье. // Христос. Церковь. Богородица. Богословские труды св. Николая Кавасилы. М. 2002. С. 47).

Поэтому в Древней Церкви Крещение принимали во взрослом возрасте (например, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Крещение же детей вошло в практику только к девятому веку[8].

С какой горечью по поводу фактического превращения таинства Крещения в положенный обряд писал Блез Паскаль (+1662): «В Церковь вступали только после больших трудов и долгих стремлений. Сегодня в нее вступают безо всякого труда, без забот и усилий.

Тогда Церковь допускала к себе людей лишь после самых строгих испытаний. Теперь их допускают до того, как они становятся готовы к испытаниям.

Тогда принимали только после того, как человек отступался от своей прежней жизни, отрекался от мира и плоти и дьявола. Теперь люди вступают в Церковь до того, как становятся го­товы сделать что-нибудь из этого.

Наконец, в былые времена нужно было уйти от мира, чтобы войти в Церковь, тогда как сегодня входят в Церковь и в мир одновременно. По таким поступкам и узнавали тогда глубокое различие меж­ду миром и Церковью» (Мысли о религии).

 

Мф. 3:15 «Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

Правду, то есть то, что́ теперь должно сделать. По-гречески здесь стоит слово dikaiosunh, которое является эквивалентом еврейского слова хок и означает правду, закон, правило, праведность (напр.: «Научи мя оправданиям Твоим»). В данном случае Христос говорит Иоанну не как просящий, но как открывающий ему веление Божие сделать это.


[1] Афанасий Великий, свт. О воплощении Бога Слова. Твор. Ч.2. 1902. С.195-204.

[2] Максим Испов. Творения. Книга 2. Вопросоответы к Фаласcию. Вопрос 42. “Мартис”. 1994. C.130

[3] Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. Богословские Труды. № 29. С.317, прим.16.

[4] Цит. по: ЖМП. 1980. №3.С. 67. (См. также: еп. Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. СПб. 1903. С.212, 238).

[5] Свт. Иоанн Златоуст. СПб. 1897. Т.3. Кн.1. С.252-53. п.6.

[6] Прп. Симеон Н. Б. Божественные гимны. Сергиев Посад. 1917, с. 37.

[7] Прп. Симеон Новый Богослов. Там же. С. 36.

[8] Один из крупнейших историков Церкви 19-го века В.В. Болотов писал «В IV в. христианская Церковь состояла из лиц, принявших крещение в зрелом возрасте, и потому хорошо понимавших свое желание и свои мотивы при переходе в христианство» (Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви Т. 3. М., 1994. С. 96). «Константин (Великий)  откладывал свое крещение до конца дней и в то же время принимал в церковных соборах живейшее участие. Это обстоятельство могло показаться странным только писателям IX века, когда уже вошло в повсеместный обычай совершать крещение в младенческом возрасте» (Там же. Т.1 С. 26).