Не я, а апостол Петр говорит: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему» (Деян. 10; 34-35). Апостол Павел пишет: Христос «Спаситель всех человеков, а наипаче [особенно, тем более] верных» (1 Тим. 4,10). Подобных высказываний и Священного Писания, и святых отцов можно привести много.
Но, прежде всего, необходимо помнить, что никто, даже праведники Ветхого Завета не могли получить спасения до Христа. Оно стало возможным только благодаря Жертве Христовой.
А что самое главное требуется от самого человека для спасения?
Ответом на этот вопрос являются неоднократные и удивительные для нашего сознания слова Христа о спасении прямых грешников: мытаря, блудницы, бандита, распятого рядом с Ним. Все они спаслись, но не потому, что знали христианское догматическое учение, приняли Крещение и почтили Праведника Иисуса как Сына Божия. Нет. Они раскаялись в своих грехах перед этим Праведником, смирились и таким образом, благодаря Его Жертве спаслись. Более того, Господь даже так говорит: если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:32). Оказывается, даже неверие во Христа простится, но при условии, что человек не похулит Духа Святого, то есть в своем неверии не поступит против совести, как не погрешал, например, против совести гонитель иудей Савл, ставший апостолом Павлом.
Потому слова «Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его» относятся к тем, кто имел достаточные условия для приобретения веры в Сына и отверг Его. Так, иудеи видели и слышали Его, перед лицом которых он сотворил множество чудес, но, тем не менее, отвергли Его. Вот яркий пример того, кто не чтит Сына и тем самым не чтит и пославшего Его Отца. Они, слышавшие и видевшие, похулили Духа Святого. О том же говорят и другие слова Спасителя: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мар.16:16). Кто будет осужден? Тот, кому было проповедано Евангелие, но он воспротивился и не уверовал.
Таким образом, приведенные Вами Евангельские слова никак не могут быть отнесены к тем буддистам, мусульманам, иудеям, атеистам и т.д., которые не имели возможности услышать слово Христово, чтобы уверовать. Большинство из них не виновны в своем неведении и неверии, и потому их незнание Сына не является непочитанием Отца. И если такой человек в силу своего нехристианского воспитания скажет слово на Сына Человеческого, или, как пишет блаженный Феофилакт Болгарский, «под покровом плоти не предполагал в Нем Бога», то его неверие может проститься, при условии, если он не скажет на Духа Святаго. Однако проститься не означает, что не придется страдать от неомытых покаянием грехов. Апостол Павел пишет о таковых: А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1Кор.3:15). Понятно, что значит спастись как бы из огня – жив-то остался, но все сгорело. Этот образ хорошо показывает и христианам, и нехристианам, что и спасение может быть разным.
Поэтому не всё равно как веровать. Ибо, как веруешь, так и живешь. Христианство утверждает, что не омытые покаянием грехи, обернутся для человека неминуемыми страданиями – отчасти здесь, но гораздо в большей степени в вечности, в которую вступает душа каждого усопшего человека. Однако вне христианства практически не существует учения о покаянии. И неизжитые и неомытые покаянием страсти и грехи будут источником посмертных страданий человека. Поэтому, даже если адские муки будут не бесконечны, как об этом учит целый ряд святых отцов и сообщают богослужебные тексты Православной Церкви, то и в таком случае подвергнуться им печально. Об этом находим множество указаний в Священном Писании и предупреждений у святых отцов. Так, св. Исаак Сирин писал: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания – степень страдания в ней».
Вывод очевиден. Если мы здесь боимся даже малых страданий, то легкомысленное отношение к тяжелым посмертным страданиям едва ли сделает честь тому, кто утверждает: «не всё ли равно как верить». Нет, не всё равно!
Основной раскол произошел в одиннадцатом столетии, когда Рим отпал от Православия. Затем в католической церкви произошел очень серьезный раскол в шестнадцатом веке, в связи с протестантской реформацией. Наконец, в России в 17 веке – т.н. старообрядческий раскол. Это наиболее крупные расколы в христианском мире. Какова главная причина этих расколов? Как всегда и везде – страсти человеческие, духовный упадок жизни христиан.
Если говорить о католицизме, то здесь с наибольшей яркостью проявилось стремление Рима, прежде всего, его епископа – папы, к господству над всеми епископами, над всеми церквами. Этот раскол привел к тому, что в католицизме произошло принципиальное искажение основ духовной жизни. Тысячелетний опыт святых подвижников Востока и Запада был предан забвению. В результате, всё то, что этим опытом решительно запрещалось и называлось прелестью и заблуждением, в католицизме было объявлено святостью и духовным совершенством. Произошло катастрофическое омирщение в понимании христианской жизни, её цели, понимания спасения. Это искажение привело в католицизме к искажению и всех основных вероучительных истин: о Боге, о Жертве Христовой, о Церкви, о грехе, о добродетели, о таинствах.
Поэтому такие наши святые, как Игнатий Брянчанинов, Феофан Говоров, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский решительно обличали католицизм, видя в нем полное отступление от Священного Предания Церкви, от Православия. Например, преп. Амвросий Оптинский писал «Римская церковь давно уклонилась в ересь и нововведения».
Резко негативно писали о католицизме и наши такие выдающиеся мыслители, как А.С. Хомяков (католицизм - это протестантизм), И.В. Киреевский (это рационализм), Ф.М. Достоевский (это антихристианство), Ю.Ф. Самарин (это иудаизм).
Но, повторяю, самое тяжелое – это полное отступление католических аскетов от святоотеческих законов духовной жизни Действительно, поражаешься, когда знакомишься с жизнеописаниями великих католических святых. Это откровенные романы со Христом. Вот, например, что писала величайшая, по словам папы, святая нашего времени Тереза Малая (+1897) о духовной любви: “Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: “Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки”. Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв; уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли все ... Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах".
А что сейчас происходит в лоне Католической Церкви? Недавно, например, вышла книга Ольги Четвериковой «Измена в Ватикане», в которой описывается ситуация, сложившаяся в католической церкви и направление политики Ватикана после второго Ватиканского собора (1962-1965). Четверикова является сотрудницей Института международных отношений, прекрасно знакома с жизнью католической церкви. Когда прочтете, то увидите, что в католицизме очень мало религии. Всё внимание обращено на решение земных проблем: экономических, политических, культурных и прочих. От религии в нем осталась, фактически, одна внешняя форма, культ.
Протестантизм – это законнорожденное чадо католицизма. И их нередкое противостояние между собой является не чем иным, как просто еще одной исторической иллюстрацией извечной проблемы «отцы-дети». Протестантизм явился закономерным следствием тех процессов омирщения в католической церкви, которые к 16 веку достигли своей критической точки. Суть протестантизма очень проста. Человек спасается только верой, а не делами. Поэтому верующему прощаются все грехи: прошлые, настоящие, и… будущие, ибо праведность Христа закрывает от Бога все грехи верующего. Верующий оправдан Христом и может о своем спасении уже не беспокоиться. Ему не нужны никакие заслуги, должные и сверхдолжные, о которых учит католицизм, не нужен никакой наместник Христа на земле в лице папы. Ну, в общем: прямо в рай, прямо в рай, только ножки поднимай.
Наш старообрядческий раскол – это прямое следствие ослабления духовного состояния нашей Церкви в 16-17 веках. Внешняя сторона церковной жизни приобрела к тому времени в сознании наших православных людей первостепенное значение по сравнению с духовной. Монастыри в своей основной части пошли по иосифлянскому пути обогащения и украшения храмов, монастырей - практически исчезало нестяжательство. Поэтому в расколе виноваты были обе стороны, ибо дух был у них один и тот же, лишь у каждой проявился по-своему. Однако из-за реформ патриарха Никона наш народ потерял очень многое в своей культуре. И Петр 1, как и вся последующая эпоха вплоть до наших дней, явился, по-существу, закономерным плодом духовного обнищания нашего народа.Начался экуменизм, кажется, с положительной идеи – воссоздать единство всех христиан в единой Церкви. Эта заманчивая идея декларировалась идеологами и вождями первых шагов экуменизма – протестантскими активистами, принадлежавшими, кстати, к высоким степеням масонства, как об этом сообщают «Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия Автокефалии Русской Православной Церкви 8-18 июля 1948 года». Т.II. Москва. 1949.
Когда в 1961 году наша Церковь вступала во Всемирный Совет церквей (ВСЦ) – это высший орган экуменического движения, то было особо оговорено, что члены-церкви ВСЦ обязуются не вводить в свои вероучительные и этические системы ничего, что могло бы стать новым препятствием к единению. Однако уже вскоре протестанты показали, что они не считаются даже с самыми основными вероучительными истинами христианства: о Боге Троице, о Божестве Христа, о Его Воскресении и др., отрицая или извращая их. Затем многие из этих протестантских т.н. церквей ввели женское священство, теперь одобрили гомосексуализм. Но поскольку протестанты составляют подавляющее большинство во всех экуменических организациях, то не трудно сделать вывод, как оценивать экуменизм.
Римский папа Иоанн Павел Второй пошел еще дальше, открыв новую эру экуменизма. Он организовал в 1986 году общерелигиозное моление в Ассизи, на которое пригласил представителей всех религий, кого только можно, вплоть до шаманов. Это всемирное собрание явилось началом ежегодных молений «Единому Богу». Оказывается, «ошибался» апостол Павел, когда писал: «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1Кор.10:20,21). Этот же папа впервые в истории посетил римскую синагогу и назвал иудеев, для которых Иисус Христос лжеМессия, нашими старшими братьями, заявив: «Мы надеемся, что вместе с иудеями встретим пришествие Христа». Не требуется объяснений, о каком христе идет речь. Так, с благословения папы происходит смешение всех религий и образование новой сверхрелигии, в которой можно найти всё что угодно, только не евангельского Иисуса Христа из Назарета.
Христиане должны быть со всеми в мире, должны ко всем относиться с любовью, но это никогда не должно искажать истин нашей веры.Иисус Христос Сам сказал: всякий грех, даже хула на Сына человеческого, то есть непризнание Его за Христа, простятся человеку, не простится только хула на Духа Святого. Как это понимать?
Вот пример хулы на Духа Святого. Помните, когда Христос воскресил Лазаря четверодневного, то иудейский синедрион постановил убить и Христа, и Лазаря как свидетеля. То есть убить тогда, когда стало совершенно очевидно, что Христос есть истинный Мессия и Бог. Вот - противление Духу Святому.
Если же человек (не только иудеи), который по незнанию, по недомыслию, по воспитанию, не считает Иисуса Христа за Господа и Спасителя, то этот грех, как не содержащий в себе сознательного противления истине, может проститься.
Поэтому, если вы православная христианка, и батюшка не читает Вам разрешительную молитву только потому, что Ваш муж иудей, то он ошибается. Ведь муж не заставляет Вас переходить в иудаизм (что, кстати, положительно характеризует вашего мужа).
Смотрите также: Непорочное зачатие девы Марии, Искушение Христа, За что страдал Иисус
Не смешивайте две совсем разные стороны отношений. С одной стороны, мы должны иметь нормальные человеческие отношения со всеми на свете людьми, с которыми приходится общаться, а не только с католиками или протестантами. И с ними можем решать проблемы нашей земной жизни. Ибо все мы, независимо от мировоззрения, - носители образа Божьего. Об этом, кстати, идет речь на религиозных саммитах, а не о религиозных истинах.
И совсем другое, если будем говорить об изменении веры, о причащении, например, с католиками, протестантами и т.п. Об этом, конечно, не может быть и речи. Но пока никто ничего подобного у нас не предлагал.
То есть, сотрудничество со всеми людьми в области мирской жизни - явление нормальное. Искание же компромиссов в религиозной сфере недопустимо. И эти два совершенно разных плана общения нельзя смешивать.
Одинаково неверны и губительны как самоуверенность в своём спасении только лишь из-за того, что я верующий, так и уныние и отчаяние оттого, что я грешный. Православие говорит, что спасение доступно каждому, кто старается жить по-христиански, видит и сознаёт себя грешным и кается. Помните, первым в рай вошёл раскаявшийся разбойник. Поэтому мы, православные, надеемся на спасение, а не утверждаем, что спасёмся. А тем, кто самонадеянно верит в своё спасение только потому, что он верующий, Господь отвечает: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22-23).
Поэтому не беспокойтесь и радуйтесь. Ибо, если спасся разбойник, покаявшийся и смирившийся, то и нас Господь спасёт, если и мы будем смиряться и каяться.
Когда Франческо говорит о нравственных характеристиках человека, то совершенно справедливо, что можно быть хорошим и без веры в Бога. Нравственность характеризует внешнюю поведенческую сторону человека: не убил, не ограбил, не предал и т.п. И в этом отношении для многих природа может быть церковью, то есть как бы церковью.
Но когда Папа говорит, что кто-то может быть духовным, но не религиозным, то этим он показывает своё непонимание духовности, которое является невидимым состоянием души. Ведь человек при нравственном образе жизни может быть наполнен всякой внутренней гадостью, страстями — лукавством, завистью, тщеславием, высокомерием, осуждением, ревностью и т.д., при которых ни о какой духовности не может быть и речи.
Отождествляя духовность с нравственностью, Папа совершает тяжелейшую ошибку, из-за которой в людях погибает христианство. Ибо Христос пришёл для научения не просто нравственности (на что были нацелены десять Моисеевых заповедей), но прежде всего духовности. Нравственность же сама по себе ещё не определяет духовности.
Если же Папа понимает, что такое духовность, и считает возможным для человека быть духовным, но не религиозным, то есть быть духовным без веры во Христа, без жизни по Его заповедям, то это является свидетельством его веры в спасение без Христа, что равнозначно отречению от Него.
Ересь и богохульство — не те категории, которые наиболее подходят для характеристики экуменизма. Его истоки в масонстве, задача которого — борьба с христианством путём размывания его вероучительных истин и духовно-нравственных основ жизни.