Вопросы и ответы

Выбор категории

Таинства

Вопрос:
Я совершила постыдный смертный грех. Я раскаиваюсь в нём, но боюсь пойти на исповедь в местную церковь. Могу ли я исповедоваться в другом городе? Не будет ли это трусостью?
Ответ:
Можно и нужно поскорее пойти туда, где можете искренне исповедоваться. В данном случае это не трусость, а благоразумие.
Вопрос:
Скажите, пожалуйста, прощены ли грехи, если они не были выслушаны священником, но он накрыл мне голову епитрахилью и прочитал разрешительную молитву, после чего я причастился? На душе у меня нехорошо, потому что священник не выслушал меня. Может быть, Бог не принял моё покаяние, желая, чтобы я ещё сильнее сокрушался о своих грехах. Я обратился к настоятелю другого храма, он мне сказал, что прощены лишь те грехи, в которых я исповедовался, и что он не знает, почему священник так поступил.
Ответ:
Прощаются те грехи, в которых человек кается, даже если священник и отказался их выслушать, но прочитал разрешительную молитву.

Смотрите также: Благословение священника, Старцы в Православии, Путь к святости

Вопрос:
Я долгое время не крещу своего ребёнка и поэтому не причащаю его. Это видят наши прихожане. Они нападают на меня с соответствующими вопросами. Я неоднократно приводил духовнику мысли Святых Отцов по этому вопросу, но всё доходит до спора. И прихожане, и батюшка не принимают этого. Сегодня батюшка сказал, что я препятствую ребёнку приходить к Христу, и что я в гордости. Что мне делать? У меня появилось смущение по отношению к духовнику.
Ответ:

1. Не смущайтесь и не спорьте. Люди не хотят думать, они не понимают, что полезнее для ребёнка. Для них привычка сильнее Святых Отцов, которые учат, что Бог не может спасти человека без воли и сознания самого человека.

2. Христос о некрещёных детях сказал: «Таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18: 16).

3. Св. Николай Кавасила: «Если же чуждо многим из христиан и сокрыто от них, не знают они, есть ли Дух Святый, сие от того, что они получили таинство в раннем возрасте и приняли дары его бессознательно».

4. Свт. Игнатий Брянчанинов: «Учение вере должно предшествовать крещению» (1, 462). «Без такого приготовления какая может быть польза от крещения? Какая может быть польза от крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаёмся в полном неведении о том, что мы приняли»? (Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 2. М., 1993, С. 391).

5. Разве святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие, как и их православные родители, ничего не понимали, крестившись взрослыми?

Вопрос:
Меня покрестили в 2 года. Крёстные мной не занимались, мама в церковь не водила. Как мне покреститься от воды и Духа, как завещано Богом? Крестить меня не хотят, называя такое крещение грехом. Пожалуйста, покрестите меня. 
Ответ:

Нельзя настаивать на том, что мы плохо понимаем.

Крещение дважды не совершается. Отречься же от сатаны можно лишь в своей душе, приняв решение жить по-христиански. И если такой верующий будет жить по Евангелию и каяться в своих грехах перед Богом, а в самых основных и перед священником на исповеди, то это и будет для него спасением. Повторное же Крещение отнимет и первое.

Живи спокойно, исповедуйся, причащайся, а когда будешь нездорова, то можно и пособороваться.

Я не священник и никого не крещу.

Всего тебе доброго. Учись правильно молиться (со вниманием к словам молитвы, с покаянием и благоговением) — это чрезвычайно важно.

Вопрос:
Год назад моя жизнь изменилась — как мне кажется, я пришла к вере, и православие открылось мне во всей своей красоте. Что же делать младенцам и таким людям, как я, которые приняли крещение без веры, неосознанно, без подготовки, и не стали после этого на путь христианской жизни? Получается, спасительных плодов Жертвы Христовой мы не получили и истинными, а не формальными членами Церкви, клеточками Тела Христова не стали.

Сейчас, когда я сознательно пришла к вере, встала на путь покаяния, как мне кажется, я готова принять Крещение, но, к сожалению, это таинство принимается только один раз в жизни.

Наверняка Вы приведёте в пример разбойника, распятого справа от Христа, и других людей того времени, некрещёных, но, тем не менее, спасшихся. Вы скажете, что осознание своей греховности и нищеты духа, смирение, искреннее покаяние и взывание ко Христу — это залог спасения.

Не означает ли это, что в деле спасения можно поставить знак равенства между крещёными с верой, крещёными без веры и некрещёными вовсе, лишь бы они покаялись? Тогда, получается, отпадает необходимость в самом Таинстве Крещения.

Или можно сказать, что крещёным в вере, ставшим новыми людьми даётся благодать, которая впоследствии помогает бороться со страстями, всячески духовно очищаться, и что она ведёт к святости при старании самого человека? Крещёным же без веры, не получившим это семя и не обновившимся, остаётся только постоянно каяться и смиряться?

Но без спасительной Божией благодати, не полученной человеком при крещении, либо полученной, но отошедшей от него в результате греховной жизни, невозможно очиститься от страстей, и человек так и будет всю жизнь безуспешно пытаться преуспеть в духовной жизни.

Так всё же являюсь ли я клеточкой Тела Христова, действительно ли моё крещение, и возможно ли мне получить это семя, эту благодать Таинства Крещения после столь продолжительной греховной жизни? Если это возможно, то не путём ли покаяния, как сейчас я стараюсь делать? И как узнать, принял ли меня Господь, и простил ли Он мои грехи? Как мне не впасть в уныние?
Ответ:
1. Нельзя смешивать обряд Крещения, совершаемый священнослужителем, с даром благодати Крещения (семенем), который дает Господь, а не обряд. Обряд (таинство) можно совершить, а благодати не получить (и наоборот, обряда (таинства) может не быть, а благодать получить, как например, апостолы, все ветхозаветные праведники и др.

2. Поскольку без этого дара никто не может стать членом Тела Христова, получить спасение, то некрещеные могут получить благодать Крещения (семя) по смерти. Например, Авраам, пророк Илья и множество других крещены таким путем.

3. Обряд Крещения не повторяется независимо от степени (не)достоинства крещаемого. Но не полученный в обряде дар благодати (семя) может впоследствии в результате покаяния и праведной жизни быть получен верующим. Ибо Господь видит, когда душа способна принять его.

4. Земной обряд Крещения служит для удостоверения верующего в том, что искренно отрекающийся от сатаны и обещающий жить по Евангелию действительно получает дар благодати. Очень многие взрослые, с верой принимающие Крещение, ощутимо переживают эту благодать.

5. Между 1) крещенными с верой и 2) крещёнными без веры и 3) не крещёнными та же разница, что и между направляющимися из Владивостока в Москву пешком с «запасом пищи» на себе и 1) летящим вполне обеспеченным на самолете.

6. Невозможно никому самому очиститься от страстей. Мы можем и должны своими делами лишь доказать стремление к очищению, а очистить может только Бог.

7. Господь ввел в Свое Царство справа распятого бандита, следовательно, примет и каждого искренне кающегося и также смиряющегося. Книга Осипова А.И. о таинстве крещения.
Вопрос:
Пост нужно держать, по крайней мере, одни сутки накануне причащения. Но эти сутки провести не только в ограничении ассортимента пищи и её количества, удерживании себя от развлечений, связанных с ТВ и интернетом, но и читать Евангелие и Псалтирь, и творения святых отцов, учиться молиться, чтобы хоть немного погрузиться в область духовной жизни. Исповедь очень нужна и важна перед причащением.
Ответ:

Какой пост следует держать перед причастием?
И всегда ли обязательна исповедь перед причастием?

Перед Причастием минимальный пост один день. С внешней стороны он заключается в воздержании от скоромной пищи и в са́мом умеренном ее употреблении. Ибо «если сытое брюхо к учению глухо», то тем более, оно будет глухо к молитве. Нельзя же с наполненным животом подходить к Причастию. Однако нужно заботиться не только о желудке, но и о всех своих пяти чувствах: зрении, слухе, вкусе, осязании, обонянии. Надо воздержаться от телевизора, интернета, пустых разговоров, и особенно от споров, брани, злословия и осуждения. Необходимо в этот день читать Евангелие, святых Отцов, Псалтирь. И, конечно, необходимо выполнение молитвенного правила перед Причастием. В этот день и в день Причастия, особенно необходимо не забывать о краткой и частой молитве: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня».

Исповедь перед Причастием необходима. Лишь в качестве исключения можно, по благословению священника, причаститься без исповеди на другой день или через день, например, в Великую Субботу, если исповедался в Великий Четверг. Необходимо помнить, что причащением без подготовки и без исповеди человек не только лишает себя благодати этого великого Таинства, но и может очень пострадать. Апостол Павел строго предостерегает: Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11:29,30). Это предупреждение особенно важно́ для тех, кто начинает причащаться едва ли не каждый день, оправдываясь, например, Пасхой. Как будто на Праздник с Христом можно обращаться запанибратски. Но что говорит Господь: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48: 10).

Вопрос:
Мы с супругой хотим узаконить свой союз венчанием. Сейчас супруга в положении. Можно ли венчаться беременной, если зачатие произошло не в законном и нецерковном браке?
Ответ:
Можно и нужно, если каетесь в грехе и обещаетесь перед Богом быть всегда верными друг другу.