Посмотрите, что пишут апостолы. Зачитываю.
Петр: "Христос... находящимся в темнице... сойдя, проповедал…… некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению… во дни Ноя" (1Петр.3;19-20).
Иоанн Богослов: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2,2).
Павел: всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать…… (Рим.11; 32);
мы уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим. 4,10);
Христос за всех умер (2Кор. 5, 15);
явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков(Тит.2, 11).
Да будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15: 28). Блаженный Феодорит объясняет эти слова: «В жизни же будущей, когда прекратится тление и преподастся бессмертие, не будет места страстям; а по конечном изгнании страстей не воздействует уже ни один вид греха. Так, наконец, будет Бог всяческая во всех, когда все избавлены будут от грехопадений и к Нему обратятся, и не будут уже принимать в себя наклонности к худшему». А блаженный Феофилакт: «Некоторые же говорят, что этим, то есть покорностью всего означается прекращение зла. Ибо когда не будет греха, очевидно, что Бог будет всё во всех… все будем богоподобны, все будем вмещать в себе Бога, и только Его» (Толкование свт. Феофана на 1 Кор. 15: 28.)
На Утрени страстной Пятницы слышим: «Рукописание наше [грехов] на Кресте растерзал еси, Господи, и вменився в мертвых, тамошнего мучителя связал еси, избавль всех от уз смертных воскресением Твоим».
В Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим».
А как исповедует свою веру Церковь в самый великий Праздник – на святую Пасху! В слове святителя Иоанна Златоуста на Утрени первого Пасхального богослужения возглашается нечто потрясающее: Христос «опустошил ад, сошедши во ад; ад… упразднися… умертвися… низложися…. связася… Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони... Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». Христос, «смертию смерть поправ», «умертвивый смерть», «смертное жилище разори своею смертию днесь». Это что – пустые слова?!
О полном уничтожении ада и конечности мучений грешников, пишет и целый ряд святых Отцов. Зачитаю хотя бы несколько их высказываний.
Святитель Амфилохий Иконийский: «Когда явился аду, Он разорил гробницы его и опустошил хранилища… все были отпущены… воссиял свет и рассеялась тьма».
Святитель Афанасий Великий в своем Пасхальном послании: «Он … весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада».
Святитель Епифаний Кипрский: «вывел Он [Христос] пленные души, и ад соделал пустым».
Преподобный Ефрем Сирин не сомневается, что «во гласе Господа [при сошествии в ад] ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу [во Втором Пришествии], который совершенно упразднит его».
Святой Исаак Сирин в своих знаменитых «Словах подвижнических» с полной уверенностью пишет о том, что произойдет с нами грешниками при всеобщем воскресении: “Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?... Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость – воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости – привести нас в бытие, когда мы не существовали” (слово 90). Замечательно при этом, что и сам Исаак Сирин был причислен к лику святых, и его «Слова подвижнические» с этими «возмутительными» словами никогда не только не подвергались осуждению, но и всегда были настольной книгой монашествующих всех времен.
Но при этом святой Исаак предупреждает тех слабоумных, которые услышав, что муки не бесконечны, думают, что можно жить как угодно: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания – степень страдания в ней». То есть кто-то спасается, получая награду, а кто, пройдя через горнило огня и страданий, как об этом пишет апостол Павел: огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3; 13-15).
Святитель Григорий Нисский: «… и по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой были мы созданы в начале».
Пятый Вселенский собор, осудивший Оригена, не осудил ни одного из этих святых. И это понятно, ибо что можно ответить на такую мысль св. Исаака Сирина: «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там – такой человек думает невыразимо богохульно о Боге... Такой … клевещет на Него». «Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил».
О свт. Григории Нисском необходимо добавить следующее. На Шестом Вселенском Соборе (680 г.) он вместе с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, мысли (и отчасти двоемыслие) которых по этому вопросу были хорошо известны Отцам Собора, не только не подверглись осуждению, но были и особо выделены на нем в качестве избранных святых. На Седьмом же Вселенском Соборе (787 г.) святитель Григорий Нисский был назван даже «отцом Отцов».
Хочу сказать и о тех фальсификациях, на которые идут сейчас некоторые защитники вечных мучений грешников (видимо, считающие себя праведниками). Так, один игумен (пока не хочу называть его имени) заявил: «А прп. Варсануфий Великий на вопрос об учении св. Григория Нисского в 610 ответе поведал то, что ему открыл Бог об этом вопросе: Смысл его слов сводится к тому, что ложное учение об апокатастасисе св. Григорий ошибочно перенял у своего учителя».
Но, оказывается, у прп. Варсануфия в 610 ответе нет даже упоминания имени свт. Григория, не говоря уже об осуждении его учения! А ссылаясь на свт. Марка Ефесского, этот же игумен приписывает ему осуждение учения свт. Григория Нисского, хотя там речь идет совсем не о нем, а о свт. Григории Чудотворце!
Но хотя и в Священном Писании, и у целого ряда святых отцов находим не менее определенные высказывания о вечности мучений грешников, Церковь, не только не осудила ни тех, ни других, но и с одинаковым благоговением прославила всех их в лике святых, приняв, тем самым обе точки зрения, и предоставив, таким образом, каждому христианину свободу дальнейшего изучения этого вопроса и принятия того или иного ответа на него.
Как понимать такую двойственность церковного учения? Думаю, причина в том, что, во-первых, само понятие «вечность» невыразимо, ибо это вневременная категория: она и не бесконечное время, и не остановка жизни.
Во-вторых, в настоящем состоянии наше сознание не способно понять реальности того мира. Их невозможно выразить в понятиях нашей трехмерности, и потому они остаются для нас тайной.
В-третьих, столь большое число святых, прекрасно знавших Евангелие и никогда не дерзнувших бы противиться Христу, но писавших о конечности мучений, говорит о том, что слова Христовы о вечных муках грешников являлись проявлением Его любви к людям - средством удержать их от греховной жизни и последующих, хотя бы и не бесконечных, гееннских мучений.
Не потому ли и один из известных русских подвижников-исповедников 20-го века святитель Афанасий (Сахаров + 1962) писал: «Для меня дороже всего православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление».
— Алексей Ильич, насколько мне известно, 5 Вселенский собор имеет 19-й анафематизм, который говорит, что тот, кто учит о временности вечных мук, да будет анафема. А во-вторых, в продолжение Вашего ответа, есть такие люди, как Иуда, предавшие Христа. Получается, он будет находиться в блаженстве вечно через какое-то время, так же, как и верные апостолы? Получается, Иуда, предавший Христа, будет в таком же положении через какое-то время, как Иоанн Богослов, да? Как Матерь Божья? Так получается?
— Во-первых, никакой временности там не будет. В Апокалипсисе Ангел клялся, что времени уже не будет (От.10: 5,6). Там только вечность. Во-вторых, если бы этот анафематизм имел именно такое значение, то Пятый Вселенский собор, а затем Шестой и Седьмой должны были осудить учение только что названных святых Отцов и предписать исправить соответствующие богослужебные тексты. Однако ни их, ни книги не осудили, но только Оригена в связи с его языческим пониманием восстановления всего (apokatastasis panton). О чем это говорит? О том, что Церковь приняла обе линии учения по этому вопросу, и, следовательно, данный анафематизм оказался не отражающим полноты учения Отцов.
Относительно же того, что если Иуда, как и все прочие предатели, убийцы, воры и т.д., в конечном счете, спасутся, то, мне кажется, этому нужно бы только радоваться, но никак не страдать от этого. А вот, будет ли Иуда в таком же положении, как и Богоматерь и другие святые, отвечает апостол Павел: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (Кор.15:41).Когда Вы слушали лекцию, то могли обратить внимание на то, что ни один из святых Отцов, которые писали о конечности вечных мучений, не был осужден ни Пятым, ни каким-либо другим Собором. О самой же анафеме, содержащейся в послании имп. Юстиниана патриарху Мине, известный историк А.В. Карташев писал: «Текст этого указа императора Юстиниана против Оригена был произвольно помещен издателями «Деяний соборов» (Harduin и Mansi) в собрании актов V Вселенского собора» (Вселенские соборы. М. 1994. С. 354). Следовательно, эта анафема касается только оригеновского учения о конечности мучений, которое говорит, что грешники, перенеся адские муки, вновь станут чистыми бестелесными умами, какими они будто бы и были созданы, но согрешив, были посланы в смертные тела. Святые же Отцы, исходя из библейского Откровения, учили, что человек создан с телом и душой и, очистившись от страстей, останется по-прежнему духовно-телесным, но уже совершенным, прекрасным, святым.
Утверждение же защитников вечности ада, что эту анафему о конечности адских мучений нужно понимать как осуждение не только полуязыческого (выражение Карташева) оригеновского апокатастасиса пантон (восстановления всего), но и совершенно другого учения об апокатастасисе многих святых, является, во-первых, противоречием очевидному факту (Собор не анафематствовал этого учения Отцов), во-вторых - прямым выпадом против самого Собора, будто бы осудившего учение тех святых, которые были прославлены самой Церковью.Я слышал, что какой-то Осипов написал книгу «Из времени в вечность: посмертная жизнь души». Видимо, он там был, все видел, посмотрел, кто где находится, и вернулся, кстати, крайне удивленным тем, что в самом нижнем отделении преисподней, находится множество православных, да еще каких. Он спросил тамошнего заведующего этим отделением: как это понимать, почему здесь крещеные, причащенные православные? А тот ответил: они знали, как правильно жить, Сам Бог открыл им, но они лукавили и жили хуже нехристиан. Так, пусть теперь и посидят у нас в этом престижном месте.
Не будем гадать о судьбе кого бы то ни было. Оставим суд Богу. Мы не знаем состояния души ни одного человека. Есть Судья истинный, Который есть любовь. И Он сказал: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Матф.12:31,32). Видите, слово на Христа, то есть отвержение Его по неведению, простится. А что такое непростительная хула на Духа Святого? По святоотеческому учению, ею является сознательное противление истине, какое, например, видим у иудейского синедриона, постановившего убить Христа после воскрешения Им уже разлагавшегося Лазаря, то есть когда стало уже совершенно ясно, что этот Иисус и есть ожидаемый Мессия-Христос.
Эти православнейшие оказались хулителями самой Истины и погибли, а покаявшийся разбойник спасся. Если бы об этом не было написано в Евангелии, то никому и никогда в голову не пришло бы, чтобы праведные по всем нормам Закона Моисея фарисеи погибли, а бандит первым вошел в рай.. Потому о вечной судьбе отдельного человека мы ничего не можем сказать. Но можем и должны судить об истинности или ложности того или иного мировоззрения, той или иной религии, чтобы не пострадать за леность и небрежение к исканию истины.
О вечной участи всех людей находим и в Священном Писании, и у святых Отцов разные суждения. Одно - о спасении праведников и вечной гибели грешников. Другое – о спасении всех. О втором, как менее знакомом, приведу хотя бы несколько высказываний. Подробно об этом можно прочитать в указанной книге.
Апостол Павел писал: Христос есть «Спаситель всех человеков, а наипаче [особенно, тем более] верных», или: «Бог будет всяческая во всех». В последовании Утрени страстной Пятницы слышим такие слова о Христе: «избавль всех от уз смертных воскресением Твоим…». В Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим…». Эта мысль звучит во множестве богослужебных текстов Октоиха, Триоди постной и цветной.
О том же говорят многие святые: Григорий Нисский, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Амфилохий Иконийскй, Епифаний Кипрский, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник и другие.
Например, Иоанн Златоуст в Пасхальном слове: Христос опустошил ад, сошедши во ад… Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Епифаний Кипрский: Христос за нас Пострадавший,… ад соделал пустым. Амфилохий Иконийский: Когда явился аду, Он разорил гробницы его и … все были отпущены. Григорий Нисский: И по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота. Афанасий Великий в своем Пасхальном послании: Он весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада. Григорий Богослов высказывает мысль о том, что для непознавших Христа здесь возможно крещение огнем там, правда, самым мучительным и самым продолжительным, но которым очищается всякая скверна души.
Но это спасение стало возможным только благодаря Жертве Христовой.
Церковь молится обо всем мире, а не только о верующих во Христа. Так что будем надеяться, что Господь никого не оставит Своей милостью - и буддистов, и атеистов, и всех прочих, и особенно нас, не редко лишь по названию, православных.