Вопросы и ответы

Выбор категории

Любовь. Брак. Семья

Вопрос:
Как быть, если любимый человек не православный? Как создать с ним гармоничную семью?
Ответ:
Если он практикующий в своей вере, то будет очень трудно. Если, узнав хорошенько его нрав и искренность и убедившись, что он религиозно не слишком ревностный, и что с его стороны Вам не будет препятствий жить по-православному, то будет просто трудно.
Вопрос:
Три года я не могу избавиться от греха общения с женатым мужчиной. Сама я в разводе. Я неоднократно каялась в этом постыдном грехе, но проходит время, и я снова с ним общаюсь. Я молю Бога помочь мне справиться с этим, потому что сама я не в силах это сделать. Не представляю рядом с собой никого, кроме этого человека. Подскажите, пожалуйста, как победить эту болезненную привязанность и не впасть в черное уныние.
Ответ:
1. Нужно очень сильно поругаться с ним. При этом пригрозить, что наговорите жене, как будто он пристает к Вам. И тогда вы не взлюбите друг друга.

2. Необходимо в мыслях полностью прекратить вспоминать прошлое и, тем более, мечтать. С мыслями бороться игумен Никон Воробьев советует так: 1) с силой (с гневом) отвергнуть помыслы, как внушения врага; 2) сознавая свою немощь и греховность, призвать на помощь Господа и Спасителя, как можно больше и чаще повторяя с вниманием молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешную».  

Постарайтесь ежемесячно исповедоваться и причащаться и обязательно читать каждый день понемногу Новый Завет и по две-три страницы письма или игумена Никона Воробьева, или Валаамского старца Иоанна.

Хорошо бы выйти замуж.
Вопрос:
Вопрос почти интимный, но он касается очень многих семей. Допустима ли в христианской семье контрацепция, в том числе гормональная?
Ответ:

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Архиерейском соборе 2000 года, аборт и средства, обладающие абортивным действием, осуждаются как грех. «Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зародившейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя». Однако, отмечается далее, «намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» (XII. Проблемы биоэтики. §3).

Кроме того, необходимо знать, что гормональные противозачаточные средства отрицательно воздействуют на организм женщины, приводят её здоровье к различным осложнениям и могут служить причиной тяжёлых и неизлечимых заболеваний, в том числе онкологических, и подвергают женщину риску бесплодия (статистика за 2013 год говорит, что в России каждая шестая- седьмая семья бесплодна. Одна из основных причин бесплодия – гормональная контрацепция). При приёме этих средств существует риск возникновения тяжёлых осложнений и у будущих детей, возможна гибель и уже зачатого ребёнка на ранней стадии эмбрионального развития.

В документе Национального института рака (США) говорится: «Установлено, что если ГК принимались в возрасте до 20-ти лет, и особенно до первой доношенной беременности, риск развития рака молочной железы возрастает в 3,5 раза». Также при приёме ГК в возрасте до 20-ти лет риск рака шейки матки повышается в 3,3 раза. Если же препарат принимался более 12-ти лет, этот риск возрастает в 4,5 раза.

Вывод. Если гормональные контрацептивы приводят к таким страшным заболеваниям, как рак, тромбоз глубоких вен, лёгочная эмболия и бесплодие, не говоря уже о других, менее тяжёлых заболеваниях, и даже несут в себе угрозу жизни и матери, и ребёнка, то ясно, перед риском какой трагедии ставит себя женщина, идя на такой шаг.

Вопрос:
Как относиться к бездетности? Допустимо ли ЭКО, при котором убивается несколько эмбрионов и которое наносит огромный вред здоровью женщины?
Ответ:

В самом вопросе уже звучит ответ. Если бесплодие не грозит женщине опасностью, а использование ЭКО чревато многими заболеваниями и для неё, и для будущего ребёнка, то каков вывод? В христианстве грехом является всё то, что вредит человеку, его телу, душе, его духу. И если в результате ЭКО вероятность повреждения организма женщины и угроза здоровью детей настолько велики, то ответ очевиден. Идти на такой риск равносильно тому, чтобы прыгнуть со второго этажа в надежде на авось. Но нет добра без рассуждения, говорят святые.

Использование ЭКО – одна из печальных иллюстраций нарушения этого мудрого закона. По данным председателя исполкома Союза педиатров России, академика РАН и РАМН  профессора А.А. Баранова, 75% детей, рождённых в результате ЭКО, являются инвалидами. «Более того, – пишет он, – Всемирная организация здравоохранения не рекомендует для внедрения эту технологию. Мы, конечно, не имеем права запретить, но я считаю, что государство делает ошибку, оказывая поддержку этой технологии. Надо быть честным. Если мы знаем про то, чем это грозит, мы обязаны информировать. Вред при ЭКО наносится и здоровью женщин. Они находятся на колоссальных дозах гормонов. И матери, как правило, в возрасте».

Позиция Церкви в данном вопросе основана на том, что «эмбрион – это будущий человек, а не просто скопление клеток или часть организма матери», а Церковь «защищает достоинство человеческой жизни от момента её зачатия до естественной кончины человека».

Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. Основы социальной концепции РПЦ, глава ХII.2).

Вопрос:
Есть ли сущностное различие между путями спасения в монашестве и браке?
Ответ:

Такого различия нет, ибо спасение любого человека совершается на основании одних и тех же заповедей и по одним и тем же духовным законам. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так выразил соотношение между тем и другим: «Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству». Правило 10-е Гангрского собора гласит: «Если кто из соблюдающих девство станет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет отлучён». Были случаи, когда даже великим подвижникам Господь указывал поучиться смирению у мирян.

Так, преподобный Макарий Великий был послан Богом поучиться к двум замужним женщинам, а преподобный Антоний Великий с этой же целью – к александрийскому сапожнику. И тот, и другой увидели в этих живущих в миру людях пример такого осознания своей греховности, своего недостоинства, смирения, которого даже они сами не имели, и возблагодарили Бога за это научение.

Хотя, конечно, возможности освобождения от страстей и достижения духовного совершенства в монашестве и в супружестве различны. Господь объяснил, при каком условии верующий может стать монахом не по форме, а по существу: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21).

Иисус Христос сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Из истории христианства мы знаем немало случаев, когда люди отвергались всего, в том числе и семьи, и становились подвижниками. Но священники говорят, что пока с тобой жена, благословения на монашество тебе никто не даст. Как этот вопрос можно решить?

– Святые отцы говорили, что всё нужно делать с рассуждением. Это относится и к духовной жизни. Всему своё место и время. Искренно стремящийся к монашеству должен понять, что это такое, и потому в первую очередь тщательно изучить творения святителя Игнатия (Брянчанинова), особенно его «Приношение современному монашеству». Действительно, далеко не все способны к монашеской жизни. И часто сами мотивы стремления к монашеству бывают ложными. Всякому необходимо разобраться в себе, рассудить, что́ его подвигает на этот путь, какая цель, какие причины. Бывает горячность и не по разуму. Поэтому Господь предупредил: Кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 12).

А если человек уже в браке, то принятие монашества возможно только при согласии жены (мужа) и при условии, что нет требующих попечения детей и родителей. Ибо, вступив в брак, человек должен нести свой крест до конца, не дерзая неверием супруга (супруги) или намерением принять монашество оправдать своё нарушение заповеди: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 5–6). Апостол Павел внёс в эту заповедь очень важное пояснение: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. … Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?(1 Кор. 7, 12–13.16).

Что же касается редких случаев, когда кто-то оставлял семью ради подвижничества, то такое совершалось по особому извещению Божию. И это были исключения, которые лишь подтверждают правило. Мы же в своей духовной жизни должны руководствоваться правилом, а не мечтать о своей исключительности.

Так что священники дают правильный совет.
Вопрос:
Как приблизиться к монашескому деланию, находясь в супружестве?
Ответ:
Это возможно только при обоюдном искреннем стремлении к молитве, чтению святых отцов, уединению, максимальному отказу от житейских попечений (например, будучи на пенсии). Ещё раз повторю мысль святителя Игнатия: «Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству». Заповеди Евангелия одинаковы для всех: и мирян, и монахов.

Поэтому начинать нужно с праведной христианской жизни в супружестве – с жизни по евангельским заповедям, в покаянии в своих «фокусах», в борьбе со своим «я». Ибо, по мнению многих мудрых наставников, в супружестве по сравнению с монашеством даже более благоприятные условия для познания себя, своего эгоизма, гордости, самолюбия, упрямства, лености и прочего – познания, без которого ни о какой духовной жизни ни монаха, ни мирянина не может быть и речи.

Так, познавая себя в супружестве, смиряясь, можно стать и монахом – не по форме, а по содержанию.
Вопрос:
На что обратить внимание при воспитании детей в семье священника? Понятно, что воспитание в духовной семье – это большое преимущество для ребенка, но может быть есть и какие-то подводные камни, на которые стоит обратить внимание?
Ответ:

- Апостол Павел пишет, что священником может быть только тот, кто хорошо и правильно управляет своим домом. А если он домом не умеет управлять, как он тогда может управлять общиной, какие он может давать советы? О том, как правильно воспитывать детей, достаточно внимательно почитать послания этого апостола: там даны все рекомендации, как должен священник вести себя по отношению к детям, и какими должны быть дети. А если детям будет дана та свобода, которую сегодня пропагандирует западная ювенальная юстиция, полностью отменяя наказания, то мы из детей воспитаем не людей, не христиан, а эгоистов-господ, рабами которых в первую очередь явятся родители. Сам Господь поэтому предупредил: И восстанут дети на родителей и убьют их.


- Многие священнические семьи многодетные. Давайте поговорим о воспитании детей в большой семье. Часто мы, православные журналисты, рисуем многодетность как панацею от всех педагогических проблем, но на самом деле это, конечно, не совсем так: у многих многодетных семей сложностей тоже хватает. Как строить воспитательный процесс в многодетной семье, чтобы не упустить никого из детей?

- Можно сначала отвечу немного о другом? Нет добродетели без рассуждения, - говорят святые отцы. Это прямо относится и к многодетности. Женщина, даже намереваясь купить какую-нибудь вещь, прежде рассматривает ее, обдумывает: купить - или не купить. О рождении же еще одного ребенка, который войдет по вашей воле в современный наполненный всеми гадостями мир, многие православные совсем не рассуждают, произнося бездумную фразу: «как Бог даст». А послали бы вы своего ребёнка в компанию, где разврат, богохульство, сквернословие? Но разве не видите, что теперь творится на улицах, в школах, в интернете? Рассчитываете вы свои духовные, моральные, да и материальные, силы и возможности на семь-десять человек? Дай Бог воспитать хотя бы двоих-троих детей способными противостоять всему этому. Вот, по-моему, как нужно рассматривать этот вопрос.

Нельзя же бездумно относиться к такому серьёзнейшему вопросу. И если будет принято решение повременить ради любви к тому, кто появится на свет и окажется в тяжелейшей ситуации, то это делать нужно, конечно, без всяких греховных методов.

В этом вопросе надо быть очень осторожным и рассудительным. Это раньше было в наших православных деревнях, когда детей воспитывала вся община, когда любой прохожий мог подойти к ребенку, и сказать ему, что считал нужным, и даже наказать его, - любой! И самым страшным наказанием было: «скажу родителям». Все общество воспитывало! А теперь? Не тронь моего ребёнка! Надо правде смотреть в глаза, а не сваливать на Бога свои прихоти и безрассудство: «как Бог даст!». Повторю слова святых отцов: нет добродетели без рассуждения!


- Ваша точка зрения по этому вопросу широко известна, и в нашей епархии мы, конечно, тоже обсуждали ее в нашем православном женском кругу. И, вы знаете, многие христианки заочно возражают вам: все-таки супружеское общение нравственно амбивалентно, энергоемко, и настолько много отнимает духовных сил у мужа и жены, что подвиг деторождения и воспитания детей становится как бы оправданием, освящением супружеского общения. Поэтому «страхуясь» от детей - плодов супружества, используя даже вроде бы такой «естественный» метод как «календарное воздержание», христианки испытывают укоры совести. Именно поэтому, а не от бездумности, и рождается это выражение: «как Бог даст».

- А воспитание детей разве не энергоёмко, не требует духовных сил? Никакого оправдания и освящения нет, если дадут жизнь тем, которые превратятся потом в неизвестно кого. Это в иудейской религии весь смысл брака в детях. В православии никогда такого не было. Но есть совсем другое: рождение ребёнка – это подвиг его воспитания для Царства Небесного, а не для страданий земных и посмертных мучений от тех страстей, которыми они заразились в ненормальной среде. «Дурные сообщества развращают добрые нравы», - говорили древние римляне.

Вопрос:
Как должен решиться вопрос о сохранении брака, если муж и жена разных культур и вероисповеданий?
Ответ:
Если эти различия не разрушают мир в семье, то сохранять брак. Ибо главное – это психологическая совместимость. И наоборот, посмотрите, сколько людей с одной культурой и одной верой не могут жить вместе!
Вопрос:
Верно ли, что мой первый брак будет «аннулирован», когда я получу благословение на второй брак и обвенчаюсь во второй раз?
Ответ:
Если развелись, то брак тем самым уже аннулирован. И никаких развенчаний не требуется. Можете вступать во второй брак.
Вопрос:
Скажите, можно ли иметь плотские отношения с супругой, не преследуя при этом цели деторождения, так как она недавно забеременела? Мы делаем это не с целью получить наслаждение, а просто потому, что похоть плоти влечёт нас к этому. После этого мы чувствуем мучения совести, но и становимся ближе друг другу, единым целым. Мы считаем это блудом, особенно, когда это происходит в пост. Я каялся в этом на исповеди, но священник не понял, в чём я каюсь, и сказал, что блуд — это когда происходит измена супруге. Если это грех, то как с ним бороться? Если греха в этом нет, то аргументируйте это, пожалуйста.
Ответ:

На супружескую жизнь благословляет сама Церковь Таинством Венчания. Деторождение является только следствием христианского брака, но не целью, которая заключается во взаимной помощи супругов в христианской жизни. Супружеские отношения не зависят от рождения детей, и даже бесплодие не может быть препятствием к этим отношениям. Как и прочие естественные потребности, благословляемые Церковью, они не греховны, более того, как Вы правильно заметили, они укрепляют семью.

В контексте церковных правил поста они имеют иной характер. Если постом потребность в пище всё же удовлетворяется употреблением других продуктов, то супружеские отношения ничем заменить нельзя. В то же время, например, далеко не все могут воздерживаться 40-50 дней. Поэтому в данном случае необходимо выполнить основное правило поста — разумное, добровольное, по взаимному согласию и по совести, воздержание супругов на доступное их нравственным силам время, но обязательно как выражение своего благоговения к тому послушанию, которое дано Церковью для нашей пользы.