В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Архиерейском соборе 2000 года, аборт и средства, обладающие абортивным действием, осуждаются как грех. «Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зародившейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя». Однако, отмечается далее, «намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» (XII. Проблемы биоэтики. §3).
Кроме того, необходимо знать, что гормональные противозачаточные средства отрицательно воздействуют на организм женщины, приводят её здоровье к различным осложнениям и могут служить причиной тяжёлых и неизлечимых заболеваний, в том числе онкологических, и подвергают женщину риску бесплодия (статистика за 2013 год говорит, что в России каждая шестая- седьмая семья бесплодна. Одна из основных причин бесплодия – гормональная контрацепция). При приёме этих средств существует риск возникновения тяжёлых осложнений и у будущих детей, возможна гибель и уже зачатого ребёнка на ранней стадии эмбрионального развития.
В документе Национального института рака (США) говорится: «Установлено, что если ГК принимались в возрасте до 20-ти лет, и особенно до первой доношенной беременности, риск развития рака молочной железы возрастает в 3,5 раза». Также при приёме ГК в возрасте до 20-ти лет риск рака шейки матки повышается в 3,3 раза. Если же препарат принимался более 12-ти лет, этот риск возрастает в 4,5 раза.
Вывод. Если гормональные контрацептивы приводят к таким страшным заболеваниям, как рак, тромбоз глубоких вен, лёгочная эмболия и бесплодие, не говоря уже о других, менее тяжёлых заболеваниях, и даже несут в себе угрозу жизни и матери, и ребёнка, то ясно, перед риском какой трагедии ставит себя женщина, идя на такой шаг.
В самом вопросе уже звучит ответ. Если бесплодие не грозит женщине опасностью, а использование ЭКО чревато многими заболеваниями и для неё, и для будущего ребёнка, то каков вывод? В христианстве грехом является всё то, что вредит человеку, его телу, душе, его духу. И если в результате ЭКО вероятность повреждения организма женщины и угроза здоровью детей настолько велики, то ответ очевиден. Идти на такой риск равносильно тому, чтобы прыгнуть со второго этажа в надежде на авось. Но нет добра без рассуждения, говорят святые.
Использование ЭКО – одна из печальных иллюстраций нарушения этого мудрого закона. По данным председателя исполкома Союза педиатров России, академика РАН и РАМН профессора А.А. Баранова, 75% детей, рождённых в результате ЭКО, являются инвалидами. «Более того, – пишет он, – Всемирная организация здравоохранения не рекомендует для внедрения эту технологию. Мы, конечно, не имеем права запретить, но я считаю, что государство делает ошибку, оказывая поддержку этой технологии. Надо быть честным. Если мы знаем про то, чем это грозит, мы обязаны информировать. Вред при ЭКО наносится и здоровью женщин. Они находятся на колоссальных дозах гормонов. И матери, как правило, в возрасте».
Позиция Церкви в данном вопросе основана на том, что «эмбрион – это будущий человек, а не просто скопление клеток или часть организма матери», а Церковь «защищает достоинство человеческой жизни от момента её зачатия до естественной кончины человека».
Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. Основы социальной концепции РПЦ, глава ХII.2).
Такого различия нет, ибо спасение любого человека совершается на основании одних и тех же заповедей и по одним и тем же духовным законам. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так выразил соотношение между тем и другим: «Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству». Правило 10-е Гангрского собора гласит: «Если кто из соблюдающих девство станет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет отлучён». Были случаи, когда даже великим подвижникам Господь указывал поучиться смирению у мирян.
Так, преподобный Макарий Великий был послан Богом поучиться к двум замужним женщинам, а преподобный Антоний Великий с этой же целью – к александрийскому сапожнику. И тот, и другой увидели в этих живущих в миру людях пример такого осознания своей греховности, своего недостоинства, смирения, которого даже они сами не имели, и возблагодарили Бога за это научение.
Хотя, конечно, возможности освобождения от страстей и достижения духовного совершенства в монашестве и в супружестве различны. Господь объяснил, при каком условии верующий может стать монахом не по форме, а по существу: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21).
– Иисус Христос сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Из истории христианства мы знаем немало случаев, когда люди отвергались всего, в том числе и семьи, и становились подвижниками. Но священники говорят, что пока с тобой жена, благословения на монашество тебе никто не даст. Как этот вопрос можно решить?
– Святые отцы говорили, что всё нужно делать с рассуждением. Это относится и к духовной жизни. Всему своё место и время. Искренно стремящийся к монашеству должен понять, что это такое, и потому в первую очередь тщательно изучить творения святителя Игнатия (Брянчанинова), особенно его «Приношение современному монашеству». Действительно, далеко не все способны к монашеской жизни. И часто сами мотивы стремления к монашеству бывают ложными. Всякому необходимо разобраться в себе, рассудить, что́ его подвигает на этот путь, какая цель, какие причины. Бывает горячность и не по разуму. Поэтому Господь предупредил: Кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 12).
А если человек уже в браке, то принятие монашества возможно только при согласии жены (мужа) и при условии, что нет требующих попечения детей и родителей. Ибо, вступив в брак, человек должен нести свой крест до конца, не дерзая неверием супруга (супруги) или намерением принять монашество оправдать своё нарушение заповеди: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 5–6). Апостол Павел внёс в эту заповедь очень важное пояснение: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. … Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?(1 Кор. 7, 12–13.16).
Что же касается редких случаев, когда кто-то оставлял семью ради подвижничества, то такое совершалось по особому извещению Божию. И это были исключения, которые лишь подтверждают правило. Мы же в своей духовной жизни должны руководствоваться правилом, а не мечтать о своей исключительности.
Так что священники дают правильный совет.- Апостол Павел пишет, что священником может быть только тот, кто хорошо и правильно управляет своим домом. А если он домом не умеет управлять, как он тогда может управлять общиной, какие он может давать советы? О том, как правильно воспитывать детей, достаточно внимательно почитать послания этого апостола: там даны все рекомендации, как должен священник вести себя по отношению к детям, и какими должны быть дети. А если детям будет дана та свобода, которую сегодня пропагандирует западная ювенальная юстиция, полностью отменяя наказания, то мы из детей воспитаем не людей, не христиан, а эгоистов-господ, рабами которых в первую очередь явятся родители. Сам Господь поэтому предупредил: И восстанут дети на родителей и убьют их.
- Многие священнические семьи многодетные. Давайте поговорим о воспитании детей в большой семье. Часто мы, православные журналисты, рисуем многодетность как панацею от всех педагогических проблем, но на самом деле это, конечно, не совсем так: у многих многодетных семей сложностей тоже хватает. Как строить воспитательный процесс в многодетной семье, чтобы не упустить никого из детей?
- Можно сначала отвечу немного о другом? Нет добродетели без рассуждения, - говорят святые отцы. Это прямо относится и к многодетности. Женщина, даже намереваясь купить какую-нибудь вещь, прежде рассматривает ее, обдумывает: купить - или не купить. О рождении же еще одного ребенка, который войдет по вашей воле в современный наполненный всеми гадостями мир, многие православные совсем не рассуждают, произнося бездумную фразу: «как Бог даст». А послали бы вы своего ребёнка в компанию, где разврат, богохульство, сквернословие? Но разве не видите, что теперь творится на улицах, в школах, в интернете? Рассчитываете вы свои духовные, моральные, да и материальные, силы и возможности на семь-десять человек? Дай Бог воспитать хотя бы двоих-троих детей способными противостоять всему этому. Вот, по-моему, как нужно рассматривать этот вопрос.
Нельзя же бездумно относиться к такому серьёзнейшему вопросу. И если будет принято решение повременить ради любви к тому, кто появится на свет и окажется в тяжелейшей ситуации, то это делать нужно, конечно, без всяких греховных методов.
В этом вопросе надо быть очень осторожным и рассудительным. Это раньше было в наших православных деревнях, когда детей воспитывала вся община, когда любой прохожий мог подойти к ребенку, и сказать ему, что считал нужным, и даже наказать его, - любой! И самым страшным наказанием было: «скажу родителям». Все общество воспитывало! А теперь? Не тронь моего ребёнка! Надо правде смотреть в глаза, а не сваливать на Бога свои прихоти и безрассудство: «как Бог даст!». Повторю слова святых отцов: нет добродетели без рассуждения!
- Ваша точка зрения по этому вопросу широко известна, и в нашей епархии мы, конечно, тоже обсуждали ее в нашем православном женском кругу. И, вы знаете, многие христианки заочно возражают вам: все-таки супружеское общение нравственно амбивалентно, энергоемко, и настолько много отнимает духовных сил у мужа и жены, что подвиг деторождения и воспитания детей становится как бы оправданием, освящением супружеского общения. Поэтому «страхуясь» от детей - плодов супружества, используя даже вроде бы такой «естественный» метод как «календарное воздержание», христианки испытывают укоры совести. Именно поэтому, а не от бездумности, и рождается это выражение: «как Бог даст».
- А воспитание детей разве не энергоёмко, не требует духовных сил? Никакого оправдания и освящения нет, если дадут жизнь тем, которые превратятся потом в неизвестно кого. Это в иудейской религии весь смысл брака в детях. В православии никогда такого не было. Но есть совсем другое: рождение ребёнка – это подвиг его воспитания для Царства Небесного, а не для страданий земных и посмертных мучений от тех страстей, которыми они заразились в ненормальной среде. «Дурные сообщества развращают добрые нравы», - говорили древние римляне.
На супружескую жизнь благословляет сама Церковь Таинством Венчания. Деторождение является только следствием христианского брака, но не целью, которая заключается во взаимной помощи супругов в христианской жизни. Супружеские отношения не зависят от рождения детей, и даже бесплодие не может быть препятствием к этим отношениям. Как и прочие естественные потребности, благословляемые Церковью, они не греховны, более того, как Вы правильно заметили, они укрепляют семью.
В контексте церковных правил поста они имеют иной характер. Если постом потребность в пище всё же удовлетворяется употреблением других продуктов, то супружеские отношения ничем заменить нельзя. В то же время, например, далеко не все могут воздерживаться 40-50 дней. Поэтому в данном случае необходимо выполнить основное правило поста — разумное, добровольное, по взаимному согласию и по совести, воздержание супругов на доступное их нравственным силам время, но обязательно как выражение своего благоговения к тому послушанию, которое дано Церковью для нашей пользы.