Посредник - это лицо, без участия которого невозможно общение. Но с Богом каждый человек имеет полную возможность лично общаться в молитве и покаянии. Более того, Православие учит, что Бог не может спасти человека без воли самого человека, а не какого-то посредника. Поэтому священник, по православному учению, не является посредником, его назначение совсем другое. Это католицизм учит о священстве как посредничестве между Богом и человеком, но это неверно, как неверно у него и многое другое.
В Православии священник – это, во-первых, предстоятель (т.е. стоящий первым) верующих перед Богом, но никак не тот, через которого верующий получает доступ к Богу. Священник, во-вторых, должен быть помощником верующим в их духовной жизни. Но если он живет недостойно, то теряет благодать священства и получить духовную помощь от него уже трудно. В-третьих, даже будучи недостойным, он, пока не запрещен в священнослужении, сохраняет право совершать богослужения и таинства, и все они действительны. Ибо благодать в таинствах подает Господь, а не священник. Но и здесь он совсем не посредник, ибо действенность таинства для верующего зависит не от священника, а от того, насколько сам верующий покаянием и молитвой готовится к таинству.Смотрите также: Благословение священника, Старцы в Православии, Путь к святости
По очень важной причине. Если вам приходилось читать Новый Завет, то вы могли обратить внимание, что ни Иисус Христос, ни апостолы нигде и никогда не затрагивали никаких политических проблем. Более того, они уклонялись от этого. Почему?
Совершенно очевидно, что характер и острота политических проблем, как и экономических, и культурных, и прочих, в конечном счете, обусловлены нашим нравственным и духовным состоянием. Посмотрите, как различно ведет себя один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится. В злобе он убивает, разрушает, уничтожает, напротив, в любви и радости сколько делает доброго. Поэтому и проповедь Христа и апостолов была обращена не на изменение политического строя, законов общественной жизни, а на то, чтобы человека сделать лучше. Ибо только в таком случае могут произойти положительные внешние (политические, социальные, экономические и проч.) изменения в жизни, которые принесут реальное благо каждому человеку.
В этом причина, что Христос не предложил никакой идеальной политической программы или модели государственного устройства, но дал заповеди о любви, милосердии, великодушии, скромности, смирении, терпении, воздержании и прочих свойствах нормального состояния человека. При этом указал и реальные средства к достижению такого состояния. Ибо без духовного исцеления человека никакое государственное устройство и никакие политические системы не принесут людям благоденствия.
Кстати, все русское образование до 16-го столетия, которое осуществлялось при монастырях, при княжеских дворах, было направлено не на то, чтобы, извините, набить голову формальными знаниями, а чтобы сделать человека лучше, святее. Этой идеей живет и наша Церковь, и потому она не создает никакой своей политической партии.
Есть и другие причины этого. Ведь совершенно ясно, во что превратится наша жизнь, если появятся православная, иудейская, мусульманская, буддийская партии.… Посмотрите, что творят во время выборов политические партии, какие взаимные упреки, оскорбления, какие интриги и инсинуации – совсем забыли самые элементарные нравственные нормы поведения. Что доброго после этого можно ожидать от таких претендентов на власть?! Православие стоит за то, чтобы созидать между людьми мир, благожелательство, а не создавать новые предпосылки для противостояния и вражды. Задача Церкви - помочь человеку стать человеком, который, к сожалению, все ниже опускается на наших глазах.