Вопросы и ответы

Выбор категории

Богослужение

Вопрос:
Вопрос такой: есть изображения на иконах в виде треугольника, в нем глаз - всевидящее око. Насколько это каноничное изображение? Просто многие масоны в свое время взяли это себе на вооружение, на долларах есть такое  изображение.
Ответ:

В истории Византии  часто  языческие храмы превращались в христианские. Здание, конечно, освящалось, но верующие не смущались тем, что это был храм, посвященный какой-нибудь Артемиде.

Так и здесь. Мы воспринимаем данное изображение как знак троичности Бога Всевидящего. Масонство же вкладывает в этот знак другой смысл. Но какое нам дело до этого?

Подобное же имеет место, например, и с изображением креста. Так, в Египте был "крест с ручкой", в Индии - свастика, у североамериканских индейцев что-то подобное. Крест - очень распространенный знак, и сейчас его можно встретить где угодно: и на обоях, и на коврах, и на картинах. Но мы чтим только то изображение креста, которое является знаком Христовых страданий. А обои целовать я уж, простите, не буду.

Так обстоит дело и с этим треугольником.
Вопрос:
У нас в храме много родителей с маленькими детьми. Кажется, что присутствуешь не на литургии, а в детской поликлинике. Здесь и плач со всех сторон, и мамы пытаются их укачать. Ты молишься, а они рядом трясутся, и беготня всегда, очень трудно сосредоточиться, иногда ухожу, не дождавшись окончания службы. Вы сами иногда в лекциях критикуете такую ситуацию, но каким видите выход? Как поступать? Или это мои личные проблемы от недостатка смирения?
Ответ:

Священник, конечно, должен объяснить родителям, какой страшный вред они наносят себе и своим детям, позволяя им и себе так вести себя в храме. Родителям особенно нужно знать, что задача бесов в том и состоит, чтобы любым путем отвлечь христианина от молитвы, нарушить молитвенную атмосферу в храме, помешать внимать богослужению и молитвенно участвовать в нем. Орудиями же бесов может быть кто угодно: ненормальный человек, хулиган, орущий хор, и, увы, дети.

Интересно, кто из родителей хочет, чтобы его ребенок оказался исполнителем бесовской воли? Поэтому, если родители любят своих детей, они ни в коем случаи не должны допускать, чтобы дети отнимали молитву у верующих. Храм – это не детская площадка, а место молитвы. И здесь нельзя позволять детям исполнять ту ужасную работу, которой занимаются бесы. Причастие в таком случае не только не принесет детям пользы, но может причинить им вред из-за греха родителей, отнимающих своими детьми молитву у людей. При этом родители, как правило, с детьми не причащаются. К чему приводит такое внешнее воцерковление ребенка, легко убедиться. В подавляющем большинстве случаев процент приходящих в храм и причащающихся подростков по сравнению с причащающимися детьми ничтожен.

Поэтому надо предупреждать родителей, что на богослужение можно приходить только с теми детьми, которые уже могут вести себя нормально, или приходить  к самому причастию.
Вопрос:

Алексей Ильич в видеолекции “Храм и его значение в жизни верующего” рассказывает о том, как себя вести во время служения в церкви мужчинам, женщинам и детям.

Знайте правила поведения в храме во время богослужения:

  • Не ходите целовать иконы или ставить свечки. Не превращайте хорошее христианское дело в язычество - не сводите его только лишь к свечкам и иконам, торопясь поставить свечку и поцеловать икону.
  • Не разговаривайте.
  • Не оглядывайтесь во все стороны.

Также профессор приводит самое главное правило поведения в Храме для детей и их родителей: не мешать молиться другим. В Храме должно быть исключено все, что мешает молитве.

Осипов называет и правила проведения службы для самих Храмов и говорит, самое ужасное, что сейчас в некоторых из них во время богослужения начинают ходить с тарелками для сбора пожертвований, отвлекая людей от молитвы. Этого, по его словам, категорически делать нельзя, эти деньги не будут во благо, если они отвлекают прихожан от обращения к Богу.

Хорошим обычаем Алексей Ильич называет разделение потоков в Храме во время богослужения: мужчины шли направо, женщины - налево. Сейчас же некоторые пары даже стоят на службе под ручку. А ведь Храм - совсем для другой цели, не нарушайте атмосферу благоговения, атмосферу предстояния пред Богом.

Ни в коем случае не толкайтесь во время причастия, не вызывайте раздражения окружающих, иначе вы лишите себя причащения. Смотрите в видео подробнее, как правильно вести себя в Храме во время причастия.

Храм - для того, чтобы учиться молиться.

Ответ:

О поведении в храме

Если началось Богослужение, то необходимо прекратить ходить по храму, целовать иконы, или ставить свечи, мешая людям. Нельзя во время Богослужения никого отвлекать от молитвы! Нельзя разговаривать, оглядываться по сторонам. О детях.

Как вы думаете, какова задача бесов в отношении всех тех, кто стоит в храме? Всем ясно,– не дать молится! Отвлечь от молитвы. Не правда ли? – Правда.

И вот, мамаша ходит перед всеми с ребеночком – ребеночек бежит, и она за ним… ребеночек  – сюда, и она – туда же… Чью работу она исполняет? Бесовскую! Люди невольно отвлекаются. Гнев Божий падает на таких родителей и... на детей, потому, что здесь  – Храм, а не детская площадка!

Как сказал Сам Господь: «Дом Мой Домом молитвы наречется»…  Как это важно знать! В храме должно быть благоговение, и все, что мешает молитве, должно быть исключено.

Полностью должно быть исключено отвратительное явление - собирание денег во время Богослужении.

Кстати, на Руси был хороший обычай: мужчинам стоять в храме с правой стороны, женщинам – с левой. Так всегда было. Никогда не было, чтобы стояли под ручку в храме, или держась за руки – оставьте это до улицы. пожалуйста! Ибо пришли не в театр, а в храм, и совсем для другой цели.

О причащении

К Причастию нужно идти ни в коем случае не толкаясь! Не лезть вперед – да избавит Бог! Такой лишает себя Причастия. Иуда «причастился»? Но с этим куском в него вошел сатана...», а не Христос.

Необходимо  благоговение и, стоя к Причастию,  уступать друг  другу.  Руки складывают на груди крестом перед Причастием, но не после, перед запивкой, как будто идут к другому причащению. Когда причастились, руки держать обычным образом.

В храме нужно понуждать себя к вниманию к чтению, пению, а когда не очень понятно, то приучать себя с вниманием произносить про себя молитву Иисусову (Господи, Иисусе Христе, помилуй меня»), или  просто «Господи, помилуй!», «Слава Тебе, Господи!».

В Храме нужно учиться молиться.


Вопрос:
Почему православные целуют иконы, обожествляя их, ведь в них нет Бога? Бог внутри нас! Зачем православие столетиями зомбирует таким образом людей, не давая им осознать того, что они и есть часть Бога, что они на земле не для того, чтобы пребывать в роли зомби, а для того, чтобы проснуться и стать частью Бога, как и Иисус? Словами «Господи Иисусе, прости меня» на корню рубится стремление человека проснуться, и он делается подневольным, зомбируется.
Ответ:
У Вас совершенно неверные представления о христианстве.

Многие целуют даже фотографии своих родных и любимых – грешных людей. Так почему же нельзя с такой же любовью и уважением поцеловать образ святого человека?!

Любой грех есть ошибка перед Богом. Просить же прощение у того, перед кем провинились – дело естественное и благородное для любого человека. И напротив, не извиниться – признак тупого самомнения и глупой гордыни.

Бог это не существо в обычном понимании, а Дух. Потому стать духовно подобным Ему, богоподобным (а не частью Его) – это цель, выше которой для человека еще никто не нашел. Христос говорит: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен»! Это – зомбирование?!
Вопрос:
В конце книги пророка Исаии сказано, что на новой земле из субботы в субботу евреи будут приходить на поклонение, и что народу Божию остаётся субботство. Так нужно или нет соблюдать субботу? Объясните, пожалуйста.
Ответ:
Все ветхозаветные постановления (так называемый Закон), в том числе и суббота, отменены. Они являлись, по апостолу Павлу, лишь тенью будущих, то есть христианских благ. Днем седьмым (покоем – субботством), посвященным Господу Богу, является теперь воскресенье.
Вопрос:
Как православный христианин должен прославлять Бога и Его святых?
Ответ:
Прославляют не пустыми словами, а делами. Как на земле мы по разному прославляем людей, так и на небе. Бога прославляем как Бога, а святых людей, лишь как Божьих святых.
Вопрос:
В субботу перед Пасхой люди несут куличи и другую снедь в церковь для освящения. Но ведь среди принесенных куличей есть и те, которые куплены в магазине. Их срок годности составляет до полугода, значит, там есть консерванты, вредные для организма. Спасает ли окропление святой водой от этого вреда?
Ответ:
Освященные куличи не какое-то магическое зелье и не просто какая-то религиозная церемония, носящая чисто внешний характер, но одно из молитвенных священнодействий в подготовке души христианина к празднованию христианской Пасхи. Полноценная же подготовка совершается, если верующий в дни Великого поста и особенно Страстной недели сможет хотя бы несколько прийти в себя от внутреннего и внешнего водоворота суеты, разных проблем, от пустых, а то и неприязненных отношений с другими людьми, сможет с искренним покаянием исповедоваться, причащаться.

Тогда душа ощутит некий мир Христов, чувство прощения всех своих друзей и недругов, искреннее благожелательство ко всем людям без различия. Такое состояние души порождает и ту твердую, несомненную веру, которая способна спасти верующего не только от консервантов, вредных для организма, но и исцелять болезни, и избавлять от многих бед и скорбей.
Вопрос:
Мы, греки, переехавшие из СССР, крестившиеся в Русской Православной Церкви, ходим в церковь, празднуем праздники по их стилю, а потом дома по русскому стилю. Я лично чувствую, что это самообман. Так ли это?
Ответ:
Старый и новый стили — это дело человеческое, а не заповедь Христова. Поэтому ни старостильники, ни новостильники не являются еретиками, и их священнослужители вместе совершают Литургию.

Но есть мудрая мысль: со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Следовательно, нужно жить по тому правилу, которого придерживается данная Церковь, то есть отмечать праздники и сохранять посты по уставу Греческой Церкви, а не по упорству и самочинию тех законников, которых осудил Сам Христос в Евангелии.

Если же вы приезжаете в Россию, то подчиняйтесь её уставу и живите по старому стилю. Ни в том, ни в другом случае никакого греха не будет.
Вопрос:
Мы ходим в церковь, ставим свечи различным святым, чтобы не болел, не пил, выздоровел и так далее. И вот за таким частоколом святых Лик Христа слабо просматривается. А Богородица почти затмила Самого Христа. Правильно ли это?
Ответ:

Если Христа забываем, то это, естественно, означает, что мы идем не по тому пути. Истинный путь приводит как раз к Христу. Кто Он? Спаситель. А кому нужен Спаситель? - Утопающему, а не загорающему на пляже. Так и в духовной жизни. Пока нас никто и ничто не затрагивает – мы хороши. Но в действительности мы как ежи. Вот он, ежик, бежит, симпатичный, хочется взять в руки. Но только прикоснулись к нему, и он всеми иглами вонзился в руку. Так и нас не тронь. И если раз за разом убеждаюсь, насколько я наполнен разными иглами, от которых страдаю и сам, и другие люди, то постепенно начну понимать, насколько мне нужен Врач. К Нему тогда, прежде всего, и будет обращена моя молитва.

Почему молимся святым? Если мы, зная, что тот или иной мирянин или священник не безгрешные люди, и тем не менее, обращаемся к ним с просьбой: «Помолись, никак не могу избавиться от вспыльчивости», или: «У меня завтра операция», то почему же не можем обратиться к Богоматери, к святому? Ведь, как сказал Сам Господь: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22,31). И любой святой, к которому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. Но поскольку святые ближе к Богу, то молимся им с уверенностью, что их молитвы более, чем наши, действенны перед Богом. Если так будем понимать обращение к святым, то у нас все уравняется и Лик Христа не померкнет.

Но в настоящее время во многих церковных лавках продаются книги, в которых четко описано, какому святому и в каком случае нужно молиться. Такая «специализация» святых является опасной верой. Она действительно легко может заслонить от нас Христа. Зачем обращаться к Христу, чтобы избавиться, например, от пьянства, когда есть «Неупиваемая чаша»? Так многие уже и делают – с этим «вопросом» к Христу не обращаются. В результате, сохраняя всю православную форму, превращаем Православие в многобожие.

Однажды в одной верующей аудитории я спросил: «Кому нужно молиться от пьянства?». Все хором ответили: «Неупиваемой чаше». Я ответил: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, Иверской или Казанской иконами - не поможет». И всем стало стыдно. Вот до чего можно дойти, уже не Божия Матерь, а икона становится для нас главным. Так легко свести Православие к язычеству. Почитайте о религиях Древней Греции, Древнего Рима, там каждый бог заведовал своей стороной человеческой жизни, и к нему обращались, приносили жертвы. Так забыли Единого Бога, Он стал не нужен. И нам в почитании святых не скатиться бы на эту дорожку. Уже, к великому сожалению, многие верующие ищут не Бога, а святых, и просят помощи не в исцелении от страстей, не спасения, а знамений и чудес. И эта ложная вера оказывается одной из серьезных причин бесплодия наших молитв и бесчисленных молебнов.

Тут вы правы, при такой вере святые действительно могут стать тем частоколом, за которым можно потерять Христа.