1. Не доверяйтесь ясновидящим и не обращайтесь к подобного рода людям. Они слепы и дают предсказания и сообщения как в густом тумане, чаще от своей фантазии, а нередко с помощью бесовской силы, всегда желающей принести человеку зло.
2. Молиться нужно не какому-то святому, а Самому Христу, ибо, если Он не откроет, то никакой святой ничего не сможет ни сказать, ни сделать.
3. При этом нельзя молиться: «Открой мне, Господи!» — потому что это уже дерзость под видом молитвы.
4. Молиться нужно так: Господи, Ты видишь мою скорбь, поэтому прошу Тебя помиловать моего сына и меня наилучшим для нас образом. Я верю, что Ты есть сама Любовь и потому говорю Тебе: «Да будет воля Твоя! Я приму всё, что Ты сделаешь».
5. Однако нужно не просто молиться, но, чтобы молитва наша была принята Богом, нужно очистить себя от всякого греха. Для этого необходимо начать ходить в церковь на богослужения, не стесняясь, обязательно исповедоваться перед священником во всех своих грехах от самой юности и причащаться каждую неделю. Нужно начать жить, стремясь не грешить ни словом, ни делами, ни мыслями, ибо Бог гордым, нечистым, озлобленным ничего не даёт. Молитва делается более сильной, когда совершается с постом.
6. И когда Бог увидит Ваше искреннее стремление жить по заповедям и очиститься от всякого греха, то сделает для Вас всё возможное. Помоги Вам Господь!
Вопрос очень важный. Действительно, можно всю жизнь ходить в храм, и, увы, ни разу не помолиться. Это страшная беда, которая поражает подавляющее большинство верующих. Но что означает молиться? Святоотеческие указания по данному вопросу вполне определенны.
Во-первых. Кто молится без внимания, то есть одним языком произносит слова молитвы или только краем уха слушает, тот не только не молится, но и оскорбляет Бога. Представьте себе, придя к начальнику с просьбой, Вы начнете у него в кабинете разговаривать с другими лицами, отвлекаться на посторонние, а подчас и совсем непричинные темы, что тогда будет? Он, естественно, Вас тут же выгонит. То же самое происходит и с так же "молящимся". Бог изгоняет его из Своего Кабинета, и человек каким был, таким же и останется, ничего не получив. Потому свт. Игнатий Брянчанинов предупреждает: «Без внимания молитва — не молитва. Она мертва! Она — бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие»!
Молитвой является только та, которая совершается с вниманием, благоговением и покаянием. Научиться сразу этому нельзя, требуется время. Нужно понуждать себя, постоянно возвращая внимание к словам молитвы. Ибо грехом, изгоняющим нас из Кабинета Христова является не само по себе возникающее рассеивание, но то, что мы не боремся за внимание, не понуждаем себя к нему, а привыкаем к пустому вычитыванию молитв, принимая это за норму.
Во-вторых. Богослужение длится не минуты, а часы. Во время его нередко что-то не понятно читают, поют или плохо слышно. Поэтому необходимо использовать драгоценное время пребывания в храме на то, чтобы учиться молитве Иисусовой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного, произнося ее с вниманием и неспешно. Эта краткая молитва научит нас участвовать в Богослужении, а не просто присутствовать на нем. Это чрезвычайно важно. Ибо одна из основных причин духовной мертвости христиан и состоит в том, что не приучаем себя к правильной молитве.
Надо помнить: нет религии без молитвы. Само слово «религия» в переводе с латинского означает "связь", "соединение", в данном случае - соединение с Богом, которое происходит только в молитве. Повторяю, не в бессмысленном и пустом ппроизнесении слов молитвы, а во внимательной молитве, и, если возможно, то и в сердечной.
Но сердце участвует в молитве не сразу, это приходит постепенно. Начинать же нужно с молитвы умом. Тогда понемногу будет присоединяться и сердце и развиваться наша духовная жизнь.Это неправда. Послушайте слова, произносимые на любом богослужении, даже на Литургии, за которой приносится бескровная Жертва о всех и за вся: «Еще молимся о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея». О ком это Церковь призывает молиться? Не только о стране в целом, но и о тех конкретных людях, которые находятся во властных структурах, состоят на военной службе. А разве все они крещеные, все православные, все христиане? Да кого там только нет, там Ноев ковчег: и атеисты, и люди каких угодно религий и сект, и скрытые сатанисты. Так что, видите, Церковь сама молится о некрещеных и всех верующих призывает к этому.
Но нужно отличать молитвы, которые совершаются в храме о всех людях без различия их убеждений, от специальных священнодействий, совершаемых ею только о тех, кто крещен. Например, нельзя причащать или венчать некрещеных. Также нельзя подать записку о некрещеных на проскомидию, потому что на ней вынимаемая из просфоры частица символизирует крещеного человека.
Но это, как видите, совсем не означает, что Церковь вообще не молится за некрещеных. Повторяю, она за всех молится. Ибо Церковь есть воплощение Христовой любви ко всем. А вспомните, за кого молился Христос на кресте? За откровенных сатанистов, антихристов, которые постановили убить даже Лазаря, воскрешенного Христом. Кажется, до них ли было Христу во время жутких страданий? Но Он с креста вдруг обращается: Отче, прости им, ибо они не знают, что делают. И наша Церковь - Христова, а не иудейская, заповедь которой: «возлюби ближнего и возненавидь врага твоего», и не какая-то секта, которая заботится лишь о своих.
Как научиться молитве, а то меня не покидает ощущение, что я просто занимаюсь вычитыванием правил. Могу ли я по каким-либо критериям осознать: что делаю неправильно и избавиться от сомнений?
Не мне отвечать на такие серьезные вопросы. Поэтому я просто передам некоторые мысли святых Отцов по нему.
Таким первым критерием, я бы назвал его внешним, является степень внимания к тем словам молитвы, которые человек произносит. Если нет внимания, то нет и молитвы, и наши слова превращаются в пустой звук. Это очень серьезный критерий, о нем говорят все святые отцы и при этом подчеркивают, что без внимания молитва становится не только бесполезной, но часто приносит даже вред. Почему вред? Потому, что читающий молитвы без понуждения себя к вниманию, а тем более вычитывающий не только всё «положенное», но и сверх того, начинает расти в своих глазах: какой я молитвенник, а на самом-то деле молитвы нет. И это самое опасное в духовной жизни. Святитель Игнатий писал: «Без внимания молитва - не молитва. Она мертва! Она - бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие»! Поэтому, говорит он, «сначала должно произносить слова с крайнею неспешностью, чтобы ум успевал вмещаться в слова, как в формы”.
Если говорить о внутреннем критерии правильной молитвы, то таковым, по святым Отцам, является осознание своей греховности, возрастание чувства покаяния и смирения. Ведь если нет раскаяния в грехах, то что же это за молитва? Преподобный Петр Дамаскин указывал: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».
И еще об одном условии правильной молитвы.
Если человек привыкает читать молитвы без внимания (а к этому, к сожалению, легко привыкается), то у него скоро начинает теряться одно из самых основных свойств религиозного состояния - благоговение. Посмотрите, какой скороговоркой, с какой небрежностью нередко вычитывают «Отче наш», например, перед обедом – просто стыдно слушать. Полное впечатление, что обращаются не к Богу, а как к какой-то безликой силе! Забываем, что проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иерем. 48:10).
Итак, внимание, благоговение и сокрушение сердца являются важнейшими состояниями ума и сердца человека, по которым можем судить, молимся мы все-таки или только вычитываем положенное, скатываясь тем самым в настоящее язычество.
Таковы основные критерии христианской молитвы.
Конечно, ни один человек не может сразу научиться молиться так, чтобы всегда сохранять внимание. Поэтому важно понуждать себя к вниманию, постоянно возвращая ум к словам молитвы. Тогда он, который сейчас находится в каком-то расслабленном состоянии, постепенно укрепляется и становится способным все более продолжительное время совершать молитву без рассеяния.
Для этого святые Отцы советуют как можно чаще совершать краткую молитву. И более всего рекомендуют ту, которую можем произносить в любом положении - идем ли, сидим, стоим, лежим, больны ли, здоровы. Это - молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня», или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Эту молитву должен знать каждый христианин. Она краткая, ее легко совершить с вниманием, и она является очень хорошим средством приучения ума и сердца к вниманию, покаянию и благоговению.
Смотрите также: О ком молиться, Что такое молитва
- В логике рассматривается такая распространенная ошибка, которая гласит: после этого, следовательно, вследствие этого. На этой ошибке основано множество суеверий. Сломал ногу потому, оказывается, что мне чёрная кошка дорогу перебежала, и тому подобное. Особенно опасны такие умозаключения в духовной жизни, когда на основании такой лжелогики, нередко обвиняют людей в колдовстве, в сглазе и прочих вещах, в которых они совсем не повинны. Так и те факты, о которых вы говорите. Они обусловлены совсем другими причинами и, прежде всего, неизвестным нам духовным состоянием самих молящихся, но никак не того, за кого молятся. Душа самоубийцы там полностью бессильна, она ничего не может сделать даже для себя, чтобы избавиться от страданий, и тем более причинить вред кому-то другому. Не может быть опасности молиться за самоубийцу и по другой причине: душа молящегося соединяется с Самим Богом, и он становится тем «инструментом», который в зависимости от чистоты своей души больше или меньше пропускает благодать Божию душе умершего. Мысль, что опасно молиться за самоубийцу, прямо дьявольская, поскольку освобождает его душу от их терзаний.
Я глубоко убежден, что чем тяжелее грех, совершённый человеком, тем большие молитвы нужны о нем.
- Душа молящегося соединяется с Богом при правильной молитве.
- А о «личине молитвы», по выражению прп. Макария Великого, зачем и говорить? Преподобный Исаак Сирин молился о самих бесах! Поэтому наше досужее «молился, молился и тоже кончил самоубийством» - это бесовская мысль.
- Но все же от этих фактов не отмахнешься, и все их не спишешь на совпадения.
- Прежде надо разобраться: что значит, «она молилась». Под молитвой очень часто, что понимают? Подать записки, ставить свечи, заказывать панихиды, рассылать поминовения по храмам и монастырям, а сам – «каким я был – таким остался». Сами не молимся.
Что значит молиться за самоубийцу? «Сей род изгоняется только молитвою и постом», - сказал Сам Господь. То есть, чтобы молитва была действенна, нужно не просто говорить «Господи, помилуй», но и совершать посильный подвиг.
Вот я сказал «подвиг», и можно подумать: поменьше есть, пить, спать. Выбираем самое легкое! Нет, в первую очередь нужно другое: «Господи, постараюсь со всеми примириться, не завидовать, не осуждать, не лукавить, не лгать», - вот, когда молитва будет действенна. Кто хочет, чтобы его молитвы действительно были услышаны, должен заняться очищением своей души, а не просто записки писать.
Свт. Феофан Затворник прямо сказал о тех, кто надеется на молитвы других, особенно священства: «Да где ему (батюшке) помолиться, когда у него полно треб - протрещит молебен, и вся молитва. А молился кто?» Нет, ты прими подвиг: воздержись от объядения, гнева, осуждения своей соседки. Кто не будет бороться со своими греховными проявлениями (страстями) – того и молитва останется пустым словом. А того батюшку, который действительно помолится, а не просто прочтет записку – ещё попробуйте найти.
- Значит, священник должен убеждать родственников, у которых в семье случилась такая беда, не добиваться у правящего архиерея отпевания “любой ценой”, а делать акцент на собственной духовной жизни?
- Отпевание – это просто одно из церковных молитвословий, наряду с панихидой, литиёй, а не то, как думают незнающие люди, без чего усопший не может получить спасения. По канонам Церковь не совершает над самоубийцами такого молитвословия. Но это совсем не означает, что она вообще за них не молится и, тем более, будто запрещает за них молиться. Господь любит всех, потому и Его Церковь не может не молиться о всех. Но об одних она это делвет гласно, о других же только в молчании, предупреждая тем самым верующих от этого тяжкого греха.
Откуда это взяли, что за совершившего смертный грех нельзя молиться? Разве я не могу просить своего друга вместе со мной о нём помолиться? Почему не могу и священника попросить об этом же? На проскомидии он не будет поминать, - да, но почему же не может за него молиться? А если молятся двое или трое христиан, - там, как сказал Сам Христос, и Он посреди них, а это уже Церковь.
За каждой Литургией мы молимся “о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея”. Но кого только нет “во властех и воинстве” – и некрещеные, и мусульмане, и атеисты, а то и сатанисты! А диакон даже за литургией возглашает: “помолимся о них”. Оказывается, молиться за сатанистов можно. А почему же нельзя молиться за человека, который попал в такую беду?
- Но на панихиде церковь молится: “Со святыми упокой, Христе Боже, души усопших раб твоих”.
- Правильно, со святыми, ибо это и есть спасение. Не с бесами же!
Смотря какими словами, конечно можно. Все молитвы, которые мы читаем, они только указывают нам как молиться, направление, с каким духом. Вот основной наш дух, конечно какой. Почему же нельзя: Господи, прости меня? Почему же нельзя? Конечно, Господи, благодарю Тебя, Слава Тебе и т. д. Конечно, конечно можно, пожалуйста, как душа говорит, так можно и обращаться. Не надо нам, мы не закованы просто в канонические эти молитвы. Они просто очень хороши, они хорошо выражают дух. В этом смысле мы должны им следовать. Молитвой является то, когда из сердца исходит. Но ещё раз повторяю, молитва должна быть молитвой покаяния, потому что мы насквозь грешны. Дай Бог, нам увидеть это, и хоть немножечко смириться. По мере смирения придёт и любовь. Потому что истинная любовь рождается только на почве смирения. Не может быть любви, когда нет смирения, не может. Пока я мню о себе, пока я вижу себя «не фунт изюма», то, знаете ли, ко мне на козе не подъедешь. И тогда никакого мира я действительно не смогу создать и вокруг себя.